Примерное время чтения: 13 минут
672

Должны строить, а они падают. О российском «кранопаде» и городе-катастрофе

Сюжет Падение башенного крана в Омске: 4 человека погибли
Автомобиль Toyota RAV4 рухнувший кран буквально впечатал в асфальт.
Автомобиль Toyota RAV4 рухнувший кран буквально впечатал в асфальт. пресс-служба СУ Следственного комитета РФ по Омской области

Сюжет о жутком происшествии с падением башенного крана в Омске обошёл все центральные телеканалы. По трагическому стечению обстоятельств совсем недавно в нашем регионе случилось страшное ДТП на Сыропятском тракте, рухнула военная казарма и обрушился жилой дом из-за взрыва бытового газа.

Без контроля

У омичей, да и жителей других регионов, создалось впечатление, что краны и дома рушатся только в Омске. «Город-катастрофа» - читаем заголовок на одном из омских порталов. «Это происшествие как послание людям: уезжайте из Омска, а останетесь - погибнете», - комментирует в Интернете один из жителей города.

Людей, безусловно, поражает какая-то дьявольская концентрация трагедий на один промежуток времени. Вот и в тот злополучный вечер 26 октября на улице Жукова ничего не предвещало ЧП. И вдруг откуда-то сверху на проезжающие по проспекту автомобили рухнула многотонная конструкция. Автомобиль Toyota RAV4 буквально впечатало в асфальт. Молодые супруги и их четырёхмесячный ребёнок погибли мгновенно. Выжил только четырёхлетний сын погибших. Сейчас его жизнь вне опасности. Вторую машину - ГАЗ-«Соболь» упавший кран задел лишь частично, но придавил именно кабину с водителем. Его ещё живым увезли на скорой помощи, но вскоре он скончался в больнице. Госпитализировали и крановщика, который находился в кабине крана в момент падения. Его состояние тяжёлое.

По факту крушения башенного крана было возбуждено уголовное дело. Известно, что к стройплощадке в районе дома № 111 на улице Жукова имеет отношение группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф», которая возводила там гостиницу, но два года назад заморозила строительство.

Лариса Болдинова

«Учредителю компании Виктору Полукарову, генеральному директору компании Константину Семёнову и начальнику строительного участка Сергею Маслёнкину было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 216 ч. 3 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), - сообщает Лариса Болдинова, старший помощник руководителя регионального следственного управления СКР. - По версии следствия, к эксплуатации был допущен башенный кран без необходимого контроля за его техническим состоянием. Кроме того, его обслуживание проводилось неаттестованным персоналом».


Почему на «замороженной»

                            стройке велись какие-то работы?


Домашний арест

28 октября Куйбышевский районный суд должен был избрать меру пресечения для обвиняемых. Подготовка к судебному заседанию и само заседание длилось 5 часов и завершилось лишь к полуночи, главным образом из-за того, что адвокаты тщательно изучали материалы дела. Следственный комитет ходатайствовал об аресте всех троих фигурантов на 2 месяца, мотивируя тем, что они могут скрыться или уничтожить важные улики. Но суд не нашёл оснований для заключения обвиняемых в СИЗО. Бизнесмена Полукарова и начальника строительного участка Маслёнкина отправили под домашний арест, а гендиректора компании Семёнова просто освободили из зала суда, поскольку к моменту окончания судебного заседания срок его содержания под стражей (48 часов) уже истёк. Аргументом стороны защиты стало то, что к моменту трагедии компания находилась в состоянии банкротства, а злополучный кран был отправлен на консервацию два года назад. Почему на стройплощадке велись какие-то работы, предстоит выяснить следствию.

Причиной трагедии, вероятнее всего, стало нарушение правил безопасности при ведении строительных работ. Фото: ГУ МЧС России по Омской области

Проверить всех подряд!

В Омске была создана специальная комиссия в составе специалистов областного управления МЧС, минстроя и надзорных служб. Но мало кто задумался, что строительные краны падают практически в каждом регионе с поразительной частотой. Так, в тот же день, что и трагедия в Омске, случилось ЧП в Рязани, где кран упал прямо на детскую площадку, превратив горку и качели в груду искорёженного металла. Хорошо, что дом, на территорию которого рухнула строительная техника, ещё не заселён - и на детской площадке не было детей с родителями. А уже через сутки после омских и рязанских событий произошло аналогичное крушение в Краснодаре. Башенный кран упал на территорию гаражей, крановщик получил травмы, но остался жив. В тот же день в Таганроге при строительстве пятиэтажки рухнул ещё один кран. Благо, в его кабине никого не было.

По данным управления Госстройнадзора РФ, за минувшие 10 лет в нашей стране ежегодно случается до 40 аварий с крановой техникой, то есть в среднем по 3-4 аварии в месяц! При этом речь идёт не о мелких поломках, а именно о крушениях, зачастую с человеческими жертвами. Падают краны башенные, гусеничные, автомобильные и другие, названия которых известны только специалистам. Падают везде, и в столице - тоже. Например, этим летом на Калужском шоссе в Москве стрела строительного крана внезапно опустилась на автомобиль, водитель чудом остался жив, выбраться из салона ему помогли прохожие. Специалисты Госстройнадзора уверены, что причина таких происшествий в высоком износе подъёмных сооружений -  в среднем он составляет 64%. Перефразируем Чехова: если кран устаревший, он когда-нибудь рухнет.

От редакции

В России как обычно: обрушилась казарма - проверяем все казармы, упал кран - взять на контроль все краны. Если бы только Омск был городом-катастрофой, а по всей стране - тишь и благодать, не составило бы труда здесь всё исправить.

А страховка где?

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) готов выплатить деньги иждивенцам погибших при падении башенного крана в Омске.

Андрей Юрьев

«По данным Ростехнадзора, ответственность владельца башенного крана не была застрахована, - комментирует Андрей Юрьев, президент союза. - Компенсационные выплаты будет производить НССО из компенсационного фонда, формируемого всеми участниками рынка страхования ответственности владельцев опасных объектов. Представители союза войдут в комиссию по расследованию обстоятельств аварии. Пострадавшим необходимо представить в НССО заявление о страховом случае и медицинские документы, подтверждающие причинённый здоровью вред. Иждивенцы погибших или их законные представители также должны направить страховщику копию свидетельства о смерти потерпевшего и документы, подтверждающие факт иждивения. Размер компенсации составляет 2,025 млн рублей. Выплаты производятся в соответствии с Таблицей выплат, утверждённой Правительством РФ».


До 40 кранов в год рушатся в России


Не хватает даже на спецодежду

Падение крановой техники - это происшествие, которое нельзя скрыть. Но есть и другие нарушения, которые характеризуют нашу строительную отрасль. По статистическим данным, в 2014 году в строительной отрасли Омской области зафиксировано 22 несчастных случая, а только за 9 месяцев 2015 года - уже 15.

Сергей Писарев

«Есть случаи, когда к работе допускаются лица без трудового договора, с ними не проводят инструктажи по охране труда, людей не направляют на медосмотры. В первом полугодии 2015 года Гострудинспекция выявила 581 нарушение требований трудового законодательства, - комментирует Сергей Писарев, заместитель руководителя государственной инспекции труда Омской области».

За 9 месяцев 2015 года привлечено к административной ответственности в виде штрафов 1171 юридическое и должностное лицо. Если в крупных строительных организациях затраты по обеспечению безопасных условий труда составляют более 15 тыс. рублей на человека, то в мелких на эти цели выделяют менее 1000 рублей, а ведь этого не хватает даже на приобретение спецодежды!

Мнение власти

Информация об обстановке, связанной с падением башенного крана на улице Жукова, была немедленно доложена в областное правительство. В тот же день там состоялось экстренное совещание.

Станислав Гребенщиков

«В 19.00 завершились аварийно-спасательные работы, около 23.00 закончились работы по разборке упавшего крана, - говорит Станислав Гребенщиков, заместитель председателя правительства Омской области. - От главного управления МЧС России по Омской области к устранению аварии привлечено 22 сотрудника личного состава МЧС, задействовано 7 единиц пожарно-спасательной техники. К работам по разборке упавшего башенного крана привлечены специалисты управления механизации № 4 (ЗАО «Ум-4»). По предварительным данным, авария произошла вследствие нарушения правил эксплуатации. Управлению Ростехнадзора по Омской области поручено проверить техническое состояние и соблюдение правил эксплуатации всех башенных кранов на строительных объектах Омской области».


Одна из главных причин подобных

           трагедий - стремление к экономии

                                                                             любой ценой.


Взгляд эксперта

Дмитрий Дмитриев, руководитель общества защиты прав потребителей в сфере строительства:

Дмитрий Дмитриев

- Одна из главный причин подобных трагедий - стремление к экономии любой ценой. И заказчик, и исполнитель стремятся к снижению затрат на строительство. Например, при заключении госконтракта победу в тендере одерживает та компания, которая предложила выполнить работы за наименьшую стоимость. Когда победитель определён, подрядной организации надо во что бы то ни стало выполнить заказ, а финансовых средств не хватает. К тому же их не всегда перечисляют к началу строительства, и приходится пользоваться банковскими займами. Разумеется, все эти обстоятельства сказываются на качестве строительных работ и обслуживании техники. Подрядчик пользуется старой строительной техникой, нанимает рабочих с низкой квалификацией, а рабочим выплачивает зарплату с задержками. С объектами, которые возводятся на частные инвестиции, ситуация не лучше. Точно так же инвестор стремится получить всё за небольшие деньги.


Кстати 

Крушения крановой техники случаются и за границей. Но там это скорее из ряда вон выходящее событие, нежели типичная ситуация. В августе 2015 года в нидерландском городе Альфен-ан-ден-Рейн два крана во время восстановления моста упали на несколько зданий. 20 человек получили травмы. Минувшей осенью в Саудовской Аравии в крупнейшей в мире мечети Аль-Харам в Мекке упал башенный кран, погибли десятки человек. Как сообщил телеканал «Аль-Арабия», большинство жертв - паломники, совершавшие хадж к святым местам ислама. В результате обрушения крана погибли не менее 50 человек.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах