Все истории, связанные с интернет-мошенничеством, заканчиваются по-разному, но начинаются с наивного предположения – «это со мной не случится, меня такие неприятности не коснутся». Так думалось и мне, но один воскресный день всё изменил.
История о том, как якобы я настойчиво просила финансовой помощи у друзей и близких и, что из этого вышло в материале сайта «АиФ в Омске».
«Дорогая, займи денег»
Выходной день. Накануне я вернулась из командировки, а потому было много телефонных разговоров, переписки в месенджерах, но ничего подозрительного не происходило.
Ближе к 23.00 часам мне один за другим начали звонить обеспокоенные друзья с вопросом: «Что случилось? Что стряслось? Зачем тебе срочно нужны деньги в столь поздний час?» Я недоумевала, но узнав в каком из месенджеров, лже-я просила помощи, первым делом попыталась в него войти. Разумеется, не получилось. Стало понятно, что меня взломали.

«Мы с мужем на кухне занимались домашними делами, когда от тебя пришло послание с просьбой занять денег. Называла ты меня по имени, везде были знаки препинания. Заподозрить неладное было практически невозможно - твой стиль общения.
Меня муж спросил, мол, что у неё случилось, она же никогда не просила подобного. Тут меня и одолели сомнения, хотя я уже готова была перечислить деньги, если честно.
Тогда я решила позвонить. Но не тебе, на всякий случай, а твоей ближайшей подруге, которая своим ответом меня ввергла в шок, сообщив, что, только что разговаривала с тобой по телефону и никаких проблем у тебя нет», - рассказывала мне первая из потенциальных жертв, которой, к счастью, не стала. Но это было только начало истории.
Из сделанных друзьями-пострадавшими скринов сообщений, разосланных моим контактам мошенниками, получалось, что они просили от моего имени одолжить 16000 рублей. К каждому из моих знакомых злоумышленники обращались по имени. При этом поражает тот факт, что в сообщениях сохранились детали, которые присущи в моём реальном общении с конкретными людьми. Например, к одной из подруг злоумышленники в тексте обращались не по имени, а называли её - дорогая. Так в реальности делала и делаю я.
Одними текстовыми сообщениями преступники не ограничились. Если собеседник по той или иной причине отмалчивался, в ход шли голосовые послания. И голос, безусловно, был очень похож. Но понятное дело не мой, хотя большинство не нашли разницы и верили, что это я.
У близкой подруги, которая успела успокоить первую жертву, у мошенники просили уже 19000 рублей. Услышав отказ, попросили пять. Номер карты скидывался без стеснения. А вот попытки перезвонить якобы мне, пресекались. На такие просьбы моментально приходило сообщение – «Не могу говорить».

Ещё одна подруга - журналистка, заподозрив неладное, перевела злоумышленникам 10 рублей. Так мы получили имя владельца карты, номер которой тиражировался в посланиях с просьбой помочь уже приближаясь к сотне, как выяснится позже. Денис В. и Ксения Е. – называется найди десять отличий к моменту подтверждения перевода.
Во всех не взломанных месенджерах я бросила клич не оказывать мне помощь и не вступать в переписку. Позвонила в полицию и сообщила о случившемся. У меня приняли все сведения, включая имя владельца банковской карты и её номер. Следующим делом я посчитала необходимым оповестить банк – его название тоже было известно. В банке моё обращение приняли. Из территориального отдела полиции со мной связались правоохранители – мы договорились о встрече с целью написать заявление с просьбой провести проверку.
Казалось, что я выполнила всё необходимое, чтобы обезопасить своих близких. Однако оценить масштабы катастрофы не было возможности, месенджер не восстанавливался – его можно было активировать лишь спустя сутки.

«Что ты там нахимичила с кредитками?»
Перед началом рабочего дня я уже сидела в отделе полиции, где меня, к слову, ждали. Написав заявление и пояснение, я отправилась в редакцию. С коллегами мы многократно прослушивали аудио-сообщения мошенников, сравнивали голос; читали их просьбы помочь. При этом ужасались тому, до чего дошёл технический прогресс и, как он на руку злоумышленникам. Радовало только то, что ещё не было тех, кто бы попросил отдать занятую якобы мне сумму. Но радовалась я рано.
«Ты чего там с кредитками нахимичила? Ты же ими не пользуешься», - сказал мне голос друга в трубке к вечеру следующего дня.
«Это была не я. Меня взломали. Только не говори, что… Сколько?» - не чувствуя земли под ногами поинтересовалась я.
29000 рублей двумя платежами отправились в руки мошенникам. Сначала 16000 рублей, которые тут же банк якобы списал за «мой» кредит. Потом ещё 13000 рублей, в которых обнаглевшая лже-я нуждалась сию секунду.

Стыдно, нет времени
Если уж мошенники могут сгенерировать почти ваш голос и сохранять стиль переписки, то что им мешает определить круг тех, с кем вы чаще всего общаетесь или с кем общались в этот день.
У меня так и получилось. Сообщения с просьбами получили те, кто выходил со мной на связь за последнее время. С другом, занявшем «мне» 29 тыс. рублей мы разговаривали примерно за час до происшествия. Именно этот факт, с его слов, и усыпил привычную бдительность. Мол фраза «займи» стала продолжением разговора.
Но тогда, почему я не попросила в беседе? Зачем дважды делал переводы, даже не проверяя на чьё имя? Почему не возникло желание позвонить и удостовериться, что я – это я. Ответ простой – всё делалось на ходу, был занят, но очень хотел помочь.
Моё предложение обратиться в полицию и зафиксировать факт мошенничества было категорически отклонено. Да, человек он очень занятой, но попытаться вернуть своё (хотя бы шаг сделать в этом направлении) мне казалось более логичным, чем принять ситуацию и бездействовать.
«Кем я буду выглядеть? Ты себе это представляешь, как я пишу заявление? Уж не самая большая сумма. Я никуда не пойду!» - сопротивлялся мой друг вопреки моим доводам. Последним из них стало то, что фактически и юридически я была непричастна к тому, что творилось в моём месенджере после взлома, но я испытывала чувство вины.
Мне повезло иметь верных друзей. Знаю, что они готовы прийти на помощь в любое время по любым просьбам. Факт того, что кто-то нагло воспользовался прекрасным чувством дружбы и обогатился на доверии, меня возмущает до глубины души.
Отправился ли мой друг в полицию – сомневаюсь. Психологически сложно признать себя пострадавшим от действий мошенников, когда ты взрослый, умный и очень успешный человек. Ну и хороший друг.

Финансовая гигиена
Это словосочетание, на мой взгляд, отлично отображает реалии современной жизни. Пусть нам не хочется быть излишне осмотрительными, но без этого, увы, теперь не обойтись.
Сто раз перепроверить – только потом расставаться со своими кровными должно стать рефлексом.
Пусть эта история в очередной раз напомнит, что доверять можно только самим людям, а не их посланиям и даже голосам в месенджерах, о чём бы они не просили и как бы не были дороги те, кто к вам обращается. Назначьте личную встречу, перезвоните сами – сделайте всё, чтобы удостовериться в том, что вас не обманывают.
Поймать кибермошенников сложно – это понятно, ведь зачастую злоумышленниками оказываются иностранные граждане, которые дистанционно находят сообщников среди молодых людей, так называемых дропперов, на чьи карты уходят деньги.
Взломанные аккаунты – явление распространённое. Но ведь у мошенников нередко бывают проколы, стоит лишь внимательно перечитать текст. Например, в моём случае этот промах касался написания имен. Ром, Маш, Юль… А я никогда не сокращаю имена при написании.
«В сомнительной ситуации свяжитесь с человеком, что просит помощи другим способом, чтобы убедиться, что просьба действительно от него. Не торопитесь переводить деньги, пусть даже сообщение выглядит правдоподобным. В большинстве случаев на связи с вами мошенник, а человек, который якобы просит помощи, даже не знает об этом», - напоминают в пресс-службе омской полиции.
Что же касается голосовых дипфейков, то они далеко не идеальны. Технические дефекты, как смена тона голоса помогут определить, говорит живой человек или речь синтезирована. Вот и я свой голос на записи мошенников никогда бы не назвала своим.
При возникновении любых сомнений – прекратите переписку.
Помните о цифровой гигиене, чтобы сохранить финансовое и психологическое спокойствие.