Примерное время чтения: 9 минут
366

Ждём победы над ковидом. Максим Стуканов - о работе скорой помощи в регионе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске № 17 28/04/2021 Сюжет Реализация нацпроектов в Омской области
Максим Стуканов / Из личного архива

Первые кареты скорой медицинской помощи в России появились в 1898 году, однако профессиональный праздник для сотрудников больше сотни лет оставался неформальным. Только в прошлом году он обрёл официальный статус.

О службе, от профессионализма и реакции которой зависят тысячи жизней омичей, беседуем с её главным врачом, доктором медицинских наук Максимом Стукановым.

Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Максим Михайлович, вы помните, как попали на работу в службу скорой помощи?

Максим Стуканов: Моим первым рабочим местом по окончании учёбы стала больница скорой медицинской помощи № 1, куда меня взяли анестезиологом-реаниматологом. В то время это был молодой коллектив. Больницу планировали сделать филиалом НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, осваивались новейшие методики. Заместителем главврача по медицинской части станции СМП меня пригласили после защиты кандидатской диссертации. Поставили задачу повысить уровень медицинской подготовки сотрудников и обеспечить преемственность между догоспитальным этапом и стационаром.

Трудно принять решение

- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать специалист скорой помощи?

- Во-первых, высокой степенью самостоятельности. В медучреждениях у сотрудников есть возможность обратиться за консультацией к коллегам, провести консилиум. И только скорая помощь работает по одному. Специалист должен сам решить, везти пациента в стационар или оставить дома. Определиться с диагнозом, оценить тяжесть состояния пациента в сжатые сроки. При транспортировке оказать помощь в полном объёме до приезда в стационар.

Во-вторых, сотруднику скорой крайне важно обладать широким кругозором в медицине. Да, уровня знаний узкого специалиста не требуется, но он должен суметь оказать экстренную помощь при самых разных диагнозах и острых состояниях - инфаркте, инсульте, повышенном давлении, политравме, родах.

У фельдшера должен быть большой медицинский кругозор.
У фельдшера должен быть большой медицинский кругозор. Фото: pixabay.com

В-третьих, важно обладать крепкой нервной системой. Наши сотрудники присутствуют на месте происшествий, одними из первых оказывают помощь после катастроф, пожаров, где атмосфера крайне напряжённая, пациенты бывают очень тяжёлые. А после у бригады - новый вызов. Нужно приехать, быть вежливым, забыть, что только вот видели.

Четвёртое качество - решительность. Нужно быстро понять, кому помочь в первую очередь.

Наконец, пятое. Сотруднику важно самому быть здоровым. Ему предстоит подниматься на пятый этаж, иногда и выше, с оборудованием и медикаментами, а оттуда - выносить пациента.

- Сколько времени занимает подготовка специалиста?

- Чтобы крепко стоять на ногах в профессиональном плане, должно пройти два-три года работы в скорой.

- Сколько бригад и специалистов работает в Омске ежесуточно? Сколько вызовов принимаете?

- Сейчас количество вызовов колеблется от 1000 до 1100 в сутки. Работают 90-95 бригад, среди них - реанимационные, детские, кардиологические и линейные, общепрофильные.

- С какими проблемами вызывают скорую?

- С инфарктами, инсультами, пострадавшие в ДТП, при пожарах и взрывах, беременные и роженицы. Нередки обращения с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, повышенным артериальным давлением, высокой температурой, травмами.

Рискнуть всем

- Какие показатели говорят о том, что сутки прошли результативно?

- Это показатели времени ожидания - от момента обращения до прибытия бригад. Иногда хронометраж зависит от дня недели. Например, по понедельникам много вызовов по направлениям из поликлиник. Нагрузка растёт, и увеличение периода ожидания вполне предсказуемо.

На скорость прибытия могут повлиять пробки. И эту причину мы можем технически проверить. Сейчас ждём запуска программы «Безопасный город». Если нам дадут доступ, она станет заметным подспорьем. В режиме реального времени будем понимать, по какому маршруту направлять бригаду.

Последний показатель: случаи со смертельным исходом. Разбираюсь, чтобы такого не происходило из-за опоздания бригады.

- Мы прошли оптимизацию здравоохранения. Она как-то отобразилась на работе скорой помощи?

- Иногда эксперименты по оптимизации, проведённые, скажем, в крошечной Туле, пытаются экстраполировать на Якутию, Красноярский край, Омскую область - огромные регионы. Как минимум они не уместны.

Служба экстренного реагирования требует не сокращения, а развития. В сельских районах нужно не убирать пункты медпомощи, а устанавливать дополнительные, в том числе скорой помощи.

Всего за несколько минут бригада приезжает к пациенту.
Всего за несколько минут бригада приезжает к пациенту. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

- Чего крайне не хватает скорым?

- Наверное, детских врачей. И причины просты. Сейчас после института можно сразу стать врачом-дерматовенерологом, нейрохирургом, неврологом. Хотя раньше по таким специальностям нужно было заслужить право работать. После института выпускникам можно идти работать в поликлинику. Но нельзя в скорую. Выходит, лучше пусть молодой специалист бегает в одиночку по участкам, принимает ответственные решения, но не работает в бригаде, под присмотром коллег. Если бы к нам приходили выпускники, то сумели бы комплектовать штат новыми специалистами, и нашли бы способы создать для них определённые условия, как для молодых фельдшеров.

Также неплохо было бы раз в пять лет выводить из автопарка 20% карет, заменяя на новые.

- Что нового внедрено в службу за время вашей работы?

- За 15 лет многое изменилось. Сегодня в Омске выраженное технологическое оснащение карет, одно из лучших в стране.

Мы одними из первых стали применять небулайзерную терапию дыхательных путей. Затем провели ревизию медикаментов и сократили количество препаратов вдвое, оставив только оригинальные, с максимальной эффективностью. Внедрили дистанционную передачу электрокардиограмм, когда результат обследования передаётся специалисту, он расшифровывает кардиограмму и даёт квалифицированную консультацию. У нас четыре патента на собственные изобретения. В основном они касаются лечения тяжёлых травм, осложнённых шоком, например при ДТП. На основании внедрённых практик у меня получилось защитить докторскую диссертацию.

В 2012 году омская служба скорой помощи перешла на полную автоматизацию. Это сократило время каждого вызова на 12-14 минут. А когда подключили ГЛОНАСС, где не просто отслеживается место нахождения бригад, но видно их профиль, время прибытия уменьшили ещё на семь минут.

Всегда готовы оказать первую помощь!
Всегда готовы оказать первую помощь! Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В 2015 году внедрили планшеты для врачей и фельдшеров. Вызов приходит не через подстанцию, а сразу на планшет бригады. В системе можно запросить информацию о том, какие обращения в скорую помощь ранее поступали от пациента. В планах - привязать полную базу терапевтических обращений.

Последнее внедрение, которое пока успешно реализовано только в нашем регионе, - установка красной кнопки Росгвардии. В 2016 году мы заключили контракт на обслуживание в случаях нападения на врачей. И уже стараемся работать на опережение, вызываем гвардейцев на происшествия - если едем на ножевое ранение, пожар и проч. Исключаем любые риски.

Жизнь продолжается

- Каждый доктор хоть раз становится чьим-то ангелом-хранителем. Была у вас такая история?

- У одного моего друга, который никогда на здоровье не жаловался, в 50 лет внезапно случился обширный инфаркт. В кратчайшие сроки сумели отследить по ГЛОНАСС и направить к нему машину скорой помощи, транспортировать в стационар. Это и спасло ему жизнь. Да и в больнице таких случаев хватает, когда с тяжелейшими заболеваниями вытягивали пациентов. Упрёшься в своё, говоришь «не отдам». Помню случай, когда больной пролежал в коме 30 дней, и, казалось, уже нет никакой надежды. Но спустя этот срок из комы вышел и пошёл на восстановление.

- Вы единственный врач скорой помощи с докторской степенью. Это как-то помогает в вашей работе?

- К нашей службе внимательно прислушиваются в вопросах внедрения и применения новых методик, потому что многие из них успешно реализованы, а некоторые, как было сказано, вошли в научные труды.

- Что вы вынесли для себя из сложного 2020 года?

- Главное, что мы и так знали, скорая должна придерживаться строгих канонов своей работы. Они написаны человеческой кровью, и отступать от них ни на шаг нельзя.

- Чего ждёте от 2021 года?

- Победы над ковидом и восстановления нормальной жизни. Мы видим, что сформировалось достойное отношение к медикам, люди стали по-другому относиться и к своему здоровью, и ко многим аспектам жизни. Хотелось бы, чтобы это осталось с нами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах