Ещё наши предки заметили особое влияние лошадей на здоровье человека. Сегодня иппотерапия получила научное обоснование и признание во всём мире.
Это не просто лечебная физкультура, а целая философия взаимодействия человека и природы, где главным помощником становится благородное животное — лошадь.
Круг заболеваний, при которых применяется иппотерапия, весьма широк. Это и детский церебральный паралич, и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и различные психические заболевания.
Подробности в материале сайта «АиФ в Омске».
Фактор среды
Иппотерапия начинается в тот момент, когда человек видит лошадь. Например, для детей с аутизмом, которые испытывают нарушения в сенсорной сфере, простое наблюдение за животным и способность находиться рядом с ним — уже огромный шаг к улучшению состояния.
«Но если мы говорим о ребёнке с ОВЗ, исходить следует из того, что ему необходимо. Понятное дело, если у ребёнка заболевание опорно-двигательного аппарата, пытаться посадить его за пару месяцев на лошадь — бессмысленно. Если у малыша поражение слуха или зрения, когда один из анализаторов не позволяет воспринимать этот мир, занятия с лошадью расширят кругозор, позволят маленькому человеку не бояться окружающего мира и других существ, какими бы большими и шумными они ни были», — рассказала тренер конного клуба «Анкор» Елизавета Пахомчик.
Для занятий с лошадью, по словам эксперта, возраст не имеет значения. Малыш начал сидеть — уже можно заниматься, а контакт с лошадью возможен и раньше. Занятия должны проводиться с точки зрения изучения ребёнком мира, тактильно, через обоняние, визуально, на слух.
С психологической точки зрения иппотерапия помогает мозгу расслабиться. Лошадь прекрасно считывает мимику и язык тела человека. Она подстраивается под настроение: если человек напряжён — лошадь будет напряжена, и наоборот. Однако бывают «нейтральные» лошади, которые остаются спокойными и монотонными, не реагируя на резкие и грубые движения человека. В таком случае ребёнок, находящийся в постоянном эмоциональном возбуждении, при общении с лошадью учится быть более спокойным.
«Если необходимо повысить эмоциональность человека, вытащить его из депрессии — брать равнодушную лошадь нет смысла. В этом случае нужна активная, заинтересованная и любопытная лошадка. Но важна безопасность: животное должно быть приучено к подобным занятиям, иметь определённый опыт и не бояться», — добавила Елизавета.
Иппотерапия — это не тренировка, а занятие, которое помогает раскрыть внутренний потенциал человека. Психологический и физический аспекты работают в совокупности.

Имитация — не то же самое
Егору Чабану 12 лет, заниматься с лошадьми он стал лишь год назад, причём с перерывами — то реабилитация, то учёба в школе. Не всегда находится время на верховую езду. Но мама рассказывает, что Егор уже стал активнее.
«У нас ребёнок с ДЦП; ходит с помощью ходунков либо держась за руки. Есть проблемы со спиной — плохо её держит, сидит с трудом. Хотим укрепить спину, занимаясь иппотерапией. Раньше он только ползал, теперь на ногах передвигается. Может по стенке идти», — рассказывает мама мальчика Светлана.
Прежде они занимались на тренажёре, имитирующем движения лошади, затем решили встретиться с настоящим животным.
«При движении конь создаёт небольшие по амплитуде колебания, схожие с внутренними биоритмами человека. Получается, сидя на лошади, ребёнок как бы идёт своими ногами. За счёт этого формируются определённые рефлекторные цепи, которые в будущем позволят ему более легко овладеть навыком ходьбы», — рассказала тренер Елизавета.
Также эти колебания успокаивают нервную систему — они медленные, позволяют расслабить тело, но не дают всаднику стать бесформенным, «включают» мышцы, которые прежде не работали, дают им дополнительный тонус.
Лошадей на занятиях не только объезжают, но и расчёсывают, кормят, гладят, разговаривают с ними. Из противопоказаний — острая фаза заболевания, болевой синдром, эпилепсия.

Катается даже на деревянной
У 6-летнего Павла Лисицына (имя и фамилия изменены) наблюдаются черты аутистического расстройства. По словам его матери Елены, у мальчика есть проблемы с речью, он гиперактивен.
«Он не может усидеть на одном месте. Когда я занималась с ним дома, за 30 минут он мог упасть со стула, не в состоянии долго удерживать зрительный контакт», — рассказывает мать.
Про иппотерапию Елена узнала от врача — предложил попробовать заниматься с животными. Выбор пал на лошадей. Прежде Павел боялся даже подходить к ним: когда мальчику было 2,5 года, Елена хотела прокатить его на пони у цирка, но он испугался. Летом прошлого года они стали заниматься в конном клубе. Знакомство с лошадью Галой происходило постепенно.
«Сначала мы познакомились с животным, и даже это было тяжело. Тренер научила Пашу брать обмундирование: шлем, уздечку. Ему не хотелось этого делать, но желание кататься верхом на лошади пересилило», — поделилась Елена.
А спустя пару занятий они с мужем были в шоке: Павел выехал верхом на лошади! Конечно, под контролем инструктора. Занятия верховой ездой и общение с животным помогли улучшить координацию движений.
Положительные результаты выходят за пределы ипподрома. Мальчик теперь может дольше держать зрительный контакт при разговоре, стал коммуникабельнее, у него появилась заинтересованность в окружающем мире, появился контакт с домашней кошкой — раньше ему не хотелось к ней прикасаться. А зимой, когда в конном клубе многие уходят на каникулы, Павел ездит по дому верхом на деревянной коняшке, звонко прицокивая.
Иппотерапия — не лечение. Она не поможет избавиться, например, от слепоты. И лошадь не волшебное существо: она создаёт благополучные условия для развития ребёнка, взаимодействуя с ним. Это не тренаж 1ee ёр в зале и не спортивный снаряд, который можно раз и навсегда освоить. Можно научиться ездить верхом, но каждый раз это животное проявляет себя по-разному, тем более каждая лошадь имеет свой характер.