Примерное время чтения: 13 минут
1181

Радиоведущий Игорь Заверюха: «Премия Попова – серьёзный успех для Омска»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Омске 13/02/2013
Фото Максима Кармаева

Омск, 12 февраля – АиФ-Омск. В суете нашей жизни зачастую не хватает заряда позитива. Нельзя всё время думать о проблемах и заботах. Отдыхать надо. Радио – самый простой способ эмоциональной подпитки. Оно сопровождает нас повсюду: в утренней пробке проснуться помогают ди-джеи утренних шоу, которые есть на любой музыкальной станции, вечером уже их вечерние коллеги сопровождают нас в дороге домой или в гости. А в течение дня нередко удаётся услышать выпуск новостей. В выходные же хорошая музыка из радиоприёмника поднимает настроение, служит фоном для общения с друзьями, а познавательные передачи помогают с уютом провести вечер в одиночестве.

Но радиослушателю не приходит в голову, что работа на радио тоже бывает тяжёлой. В преддверие Всемирного дня радио, отмечаемого 13 февраля, разрушить эти мифы помог известный в Омске радиоведущий Игорь Заверюха, программный директор «Радио Сибирь Омск», лауреат Международной премии имени Попова.

Две недели был следователем

omsk.aif.ru: – Работать на радио мечтают очень многие. Расскажите, как Вы пришли к этой работе?

Игорь Заверюха: – Впервые переступил порог радиостудии я ещё в 2001 году, хотя и не планировал, что стану ведущим. Я был гуманитарием и мечтал бороться за справедливость, по-детски, по-подростковому. Стремился к государственным делам и пошёл в юриспруденцию. Хотелось добиться чего-нибудь такого, чтобы сделать мир чистым и светлым. А уже когда учился на первом курсе, стал постепенно разочаровываться в российской системе. А параллельно было второе увлечение – слушать много музыки. Знаете, на каждом радио есть свои «маньяки». Можно сказать, что я отчасти сам вышел из таких. Постоянно звонил в эфир, участвовал в обсуждениях, выигрывал призы. А потом увидел однажды объявление в вузе о наборе ведущих на радиостанцию. И тогда я пришёл на кастинг. Было это ещё в Кургане.

omsk.aif.ru: – И как проходит кастинг для ведущих?

И.З.: – Сначала неделями ходил на радио, выполнял задания, а потом от потенциальных работодателей ни слуху, ни духу. Я и думать забыл об этом, но однажды внезапно прямо на лекции получил сообщение, тогда ещё на пейджер. Родственники написали, что звонили с радиостанции, и я им нужен. Так и попал на курганскую «Европу плюс». 

omsk.aif.ru: – То есть уже 12 лет работаете на радио?

И.З.: – Не совсем так. Да, пока учился, работал на радио, а потом учёба закончилась, и я на целых две недели покинул студию. Не поверите, у меня в трудовой записан двухнедельный стаж следовательский, милицейский. Но я быстро понял, что мне это не нужно. Меня не привлекала жёсткая система. Конечно, в работе система должна быть, но с правом творчества и правом свободы.

omsk.aif.ru: – А потом Вы приехали в Омск, пришли на «Радио Сибирь» и выиграли премию Попова?

И.З.: – В Омск меня позвали полтора года назад, и я с радостью согласился. Пришёл на станцию в качестве программного директора и с удовольствием погрузился в те перемены и улучшения, которые происходили в работы нашей радиоволны. А вот уже потом была выиграна премия Попова. Причём сразу две. Мы выиграли их с коллегой Алексеем Царёвым - он получил свою статуэтку за лучший мужской голос в эфире, а я как лучший ди-джей на музыкальной станции. Раньше я и не стремился участвовать в каких-то конкурсах, работал ради получения удовольствия и достижения поставленных целей. А в прошлом году мы решили - а почему бы и нет?

Мы достигли определённых результатов, рейтинги пошли вверх. Нужно засвечивать наши успехи глобально. Ведь премия Попова вручается лучшим представителям русскоязычных радиостанций, независимо от того, находятся ли они в России или нет. Вот и попробовали, хотя, конечно, уверенности в том, что победим, не было. Занимались привычным делом: собрали материал, сделали срезы эфира и отправили. Для Омска это очень серьёзный успех. Ведь мы первые, кто получил эту награду в нашем городе. В нашей среде есть две премии, в которых нужно участвовать: премия Попова и «Радиомания». В ней тоже нужно сражаться за победу, её получить можно, и мы будем стараться.

Информация о победе застала меня в отпуске. Мне позвонил Лёша Царёв, но я  ему не сразу поверил. Мы уже получили сертификат о том, что в Лос-Анджелесе прошла очередная процедура вручения премии Попова, а вот статуэтки, которые нескромно называются «Бог Эфира», нам с Лёшей еще не пришли.

Образ или маска?

omsk.aif.ru: – Музыкальные форматы радиостанций разные, наверняка не всегда совпадают с желанием радиоведущих. При приёме на работу у соискателя спрашивают, какую музыку он слушает?

И.З.: – Музыкальные предпочтения могут совпадать с форматом в идеале. Это, возможно, и спросят, но лишь для личной анкеты. Можно слушать дома тяжёлый рок, который является неформатным для большинства радиостанций, но при этом принимать свою работу и развиваться в ней.

omsk.aif.ru: – Вспомним о «радиоманьяках». Бывают, конечно, опасные представители, но поговорим о безобидных. Наверняка фанаты, не представляющие свою жизнь без эфира, хотят устроиться на любимое радио. Как им отказать? 

И.З.: – Радийная работа несколько отличается от любой другой, где работодатель может смело сообщить соискателю, что человек ему не подходит. И никаких конфликтов не произойдёт, они больше не встретятся никогда. А у нас не так. Мы не можем никого обидеть: ведь эта наша аудитория, наши слушатели и наши друзья. И как слушатель, человек, пришедший к нам, очень важен. Но часто соискатель даже не осознаёт, что, придя к нам работать, он не принесёт плюсов эфиру. Мы никому не отказываем, а  стараемся разговаривать.

Нужно выяснить, зачем человек идёт на радио, чего хочет добиться и не заблуждается ли в своих способностях. Чаще всего хватает короткого разговора, чтобы человек сам для себя ответил на эти вопросы. У слушателей есть ошибочное мнение, что мы не работаем, а развлекаемся в эфире. Потому что из приёмника они слышат сам результат. А чтобы его добиться, надо проделать полноценную и серьёзную работу. Когда люди видят эту кухню, они начинают понимать, что мы тоже работаем, а не только отдыхаем.

omsk.aif.ru: – Голоса людей, звучащих из приёмника, всегда такие красивые. И люди сами, судя по эфиру, тоже все как на подбор замечательные. А в жизни радиоведущие какие?

И.З.: – Придя на радио, я по-другому стал оценивать конкретных людей, которых раньше только слышал. Сейчас радиобизнес стремится к тому, чтобы радиообразы ведущих соответствовали реальному облику человека. Но и сейчас, а особенно это было заметно раньше, зачастую можно сказать, что в жизни человек один, а в эфире он воспринимается иначе, как будто надевает маску. Это не значит, что в жизни мои коллеги - плохие люди. Скорее, их образ воспринимается полноценнее, чем из эфира.

omsk.aif.ru: – Наверняка фанаты радиостанции представляют себе, что ведущий – человек известный. А Вас часто узнают незнакомые люди?

И.З.: – Очень часто сравнивают радиоведущих с действительно узнаваемыми людьми. Актёрами, которые работают над своим образом. А мы радийщики - «подпольщики»,  не всегда «светим» своим лицом, но, по крайней мере, наши голоса и имена знают. Были случаи, когда узнавали и меня. Самый простой пример – это дорога на работу. Когда я сажусь в такси или в общественный транспорт, водитель или другие пассажиры могут среагировать на голос. Правда, такое у меня было ещё в Кургане, в Омске я в эфире реже работаю. У меня сейчас другие задачи.

Как придумать шоу

omsk.aif.ru: – Да, действительно, вы не просто ди-джей, но ещё и программный директор радиостанции. А значит, что все шоу- и радиопрограммы в том числе и ваших рук дело. Расскажите, как можно придумать удачный формат шоу для эфира?

И.З.: – В последнее время мы на «Радио Сибирь» постоянно видоизменяемся. Это происходит потому, что мы ориентируемся на опросы аудитории, какие-то замеры, которые производят авторитетные компании. Мы не федералы и не москвичи, у нас замеры проводятся не в полном объёме, но всё-таки кое- какую полезную информацию по потребностям аудитории можно почерпнуть. Например, с сентября мы сильно поменяли музыкальный формат радиостанции. Музыка стала более энергичной, более современной, стало меньше русской музыки в эфире звучать. К сожалению, причина проста – качественной русской музыки почти нет. А раньше русские песни должны были занимать половину эфира.  И бывало, что у слушателей даже были вопросы: «Что за песни вы ставите?» Естественно, мы должны были учитывать мнение людей и меняемся в лучшую сторону.

А если говорить о форматах шоу, то здесь помогает исключительно мозговой штурм. Садимся за стол: программный директор, продюсер и ведущие, которые задействованы в этом шоу, и продумываем по мелочам тот продукт, который аудитория потом воспримет как экспромт.

omsk.aif.ru: – Радиослушатели стали замечать, что в эфире стало больше разговора и меньше музыки. Это и по телевизионным музыкальным каналам понятно. Почему так происходит?

И.З.: – Я бы не сказал, что мы стали «разговорными» или уклонились в сторону разговорного эфира. Наоборот, мы закрепили понимание, что развиваем музыкально-развлекательное направление в первую очередь. Но и у нас стало больше новостного продукта, стало больше острых тем, которые обсуждаются в рамках шоу. Эфир стал более актуальным, интересным для слушателя. Да и музыку сейчас можно много где найти, конкуренция жесточайшая.

omsk.aif.ru: – Что вы имеете в виду?

И.З.: – Раньше, чтобы послушать музыку, нужно было либо купить носитель, либо слушать радио. Сейчас возможностей столько, что глаза разбегаются. И получается, что теперь медианосители уже не столько предлагают аудитории свои программы или музыкальное меню, сколько сам слушатель выбирает, что ему интересно. Несколько сместился этот вектор.  Почти у каждого человека есть доступ в Интернет, есть компьютер домашний, рабочий, планшеты и телефоны. Доступ практически к любой информации и любым медиафайлам.

omsk.aif.ru: – И как победить в этой борьбе за слушателя?

И.З.: – Нужно просто понять, что мы на пороге объединения медианосителей. Если радио раньше звучало только из приёмника, то сейчас помимо аналогового вещания можно слушать эфир и из Интернета, и в телефоне. Поэтому нужно встраиваться в эту структуру. Хотя я не знаю, к чему это придёт в итоге…

omsk.aif.ru: – Поговорим о свободе слова на радио. Есть ли какие-то особенные правила, распространяющиеся на речь ведущего? Естественно, мы не касаемся очевидных требований закона, а говорим о редакционных правилах. 

И.З.: – Да нет, чего-то особенно эксклюзивного у нас нет. Но мы, например, по своему формату не можем позволить себе обращаться к слушателю на «ты». Только на «Вы». Хотя иногда позволительно и на «ты» обратиться, чтобы человека взбодрить, или в рамках какой-нибудь радиоигры. Но такое бывает редко. Единственное, о чём ещё можно сказать, так это о том, что даже в специальной группе радиостанции в соцсетях ведущим рекомендовано соблюдать дистанцию со слушателем. Ведь в соцсетях как раз и проявляется отличие реального человека от его образа в эфире. В эфире и на сайте общаются по-разному. В социальной сети мы чуть проще выражаем мысли, ведь это уже не то массмедиа, которое должно более красиво звучать. А на радио есть элемент украшения. Но даже в соцсети должна оставаться завеса тайны между ведущим и слушателем. Так интереснее.

omsk.aif.ru: – Каждый день Вы вынуждены нести позитив людям, Вам нельзя грустить и хандрить. Но не бывает же таких непререкаемых оптимистов. Как Вам удаётся настроиться на волну хорошего настроения?

И.З.: – Это сложно, но можно. Трудно объяснить. Нужно быть адекватным человеком. Да, иногда даже с плохим настроением садишься к микрофону. Но в этот момент внутренне заставляешь себя быть позитивным. Иногда даже помогает мимическое усилие. Натягиваешь улыбку, может быть, она первые секунды и является искусственной. Но потом всё равно такая улыбка уже заставляет улыбнуться по-настоящему.

Продукт для всех

omsk.aif.ru: – Радио у вас музыкальное, а вот новости почему-то серьёзные. Да и темы в вечернем эфире вы поднимаете не самые проходные. Зачем «грузить» слушателя?

И.З.: – Мы здесь и сейчас хотим рассказать омичам, то, что происходит на самом деле. Именно поэтому у нас в эфире так много времени уделяется новостям, именно поэтому мы стремимся к объективности. Пытаемся представить разные точки зрения. И хотим разнообразить контраст мнений, усилить дискуссионную составляющую. Мы как медианоситель не собираемся продвигать какую-то одну точку зрения. Это не наш хлеб, а вот представить разные взгляды на события в рамках своего эфира мы можем, и мы хотим рассказать всё. Понятно, что дискуссия будет не глобальная по хронометражу, а точечная, но она появится!

При этом я подчеркну, что всё равно упор сделан на музыкально-развлекательное вещание. Ведь если бы мы запустили утром получасовую даже программу с глобальным обсуждением темы, тогда бы мы сделали себе большую подножку. Мы бы привлекли внимание, о нас бы говорили и писали, но тот момент мы бы уменьшили аудиторию нашей радиостанции, может быть, даже в разы. Мы делаем максимально общий продукт для всех жителей, а то, что уходит от этой массовости, приводит к потере части аудитории. Всё звучащее в эфире должно быть подано в меру.

Досье

Игорь Заверюха родился 11 мая 1983 года. Программный директор музыкально-развлекательной радиостанции «Радио Сибирь Омск», лауреат международной «Премии Попова 2012» в номинации лучший ведущий музыкальной радиостанции.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах