aif.ru counter
14.03.2012 16:00
Ольга Минайло
83

Вас не переодеть?: Об омской моде, китайском ширпотребе и распродажах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске 14/03/2012
Фото: Елены Володиной

Впрочем, в Омске их действительно единицы.

Одного из них, магистра института сервиса, дизайнера Виктора Матвиенко, «АиФ в Омске» пригласил в гости в нашу редакцию. Во-первых, Виктор недавно получил гран-при всероссийского конкурса «Русский силуэт: Восток-Запад». Во-вторых, всё-таки весна за окном. А в это время как никогда хочется забыть все проблемы и выглядеть чуточку красивей. Одежда поможет? О красивых, странных и функциональных вещах и об извечном вопросе «Есть ли в нашем городе мода?», мы поговорили с нашим собеседником.

 

Эгоист от моды

- Витя, сложно заниматься модой в городе, где на неё мало кто обращает внимание? В Омске ни показов одежды, ни костюмов, образно говоря, от-кутюр не найдёшь…

- Конечно, проще сказать, что моды в Омске нет. На самом деле у неё просто другие функции. Чтобы по-настоящему определить «что есть «мода» в Омске», надо сперва попробовать изучить необходимые составляющие, произвести анкетирование, опрос. Полноценно никто этим не занимается в нашем регионе. Изготавливать одежду в Омске можно, дизайнерскую – не рентабельно. Потому что большая партия никому не будет нужна, а делать маленькую дорого. Людям легче поехать в гипермаркет и набрать ворох одежды. А лучше и вовсе подождать распродаж. Это будут нормальные вещи, но не в одном экземпляре. Да и мало кому сейчас нужен дизайнерский эксклюзив. Но всем нужна одежда удобная, красивая и модная.

- Все уже привыкли одеваться «в китай»?

- Эта страна характеризуется наличием промышленных фабрик с дешёвой рабочей силой, а это очень важный фактор. На данный момент география таких фабрик расширяется. Теперь дешево изготавливать и в Бангладеше, и в Пакистане, и в Индии, и в Корее, и даже в Узбекестане. Есть марки одежды, которые разрабатываются в России, а шьются в Китае. Это нормально. Во-первых, там больше профилирующих фабрик. Во-вторых, повторюсь, это дешевле. Там «здоровая» конкуренция, там экономическая программа по поддержке и развитии легкой промышленности, в конце концов, просто большое количество населения, для которых даже такие копейки это реальные деньги.

- А как же пресловутое качество?

- На любой фабрике есть ответственные люди, контролирующие качество выпускаемой продукции. Если на производстве выпускается зарубежная продукция, то возможен представитель из компании-заказчика, отвечающий за проверку качества. Так поступает любая солидная компания. Поэтому мне не страшно надевать вещь, сделанную в Китае, если это фабричный продукт. Многие известные модные бренды или фирменная спортивная одежда давно уже традиционно шьётся в Китае, и никто на это особого внимания не обращает.

- Но Китай одевает весь мир, получается, своего собственного лица у омской моды нет и быть не может?

- Ну почему? Два-три года назад было заметно, что большое количество людей в городе стали выглядеть лучше. Не знаю, с чем это связано, может с открытием гипермаркетов, появлением недорогой и доступной одежды. А в предыдущем году этой тенденции как и не бывало. Есть ли у нашей моды отличительные признаки? У омской моды вряд ли, а вот у омской школы дизайна наверняка. Но самое главное, что в нашем регионе нет бренда омской школы дизайна, поэтому для местного потребителя не интересно, что рождается в лабораториях школы. И они не готовы платить за эти изделия поставленные суммы. Хотя именно омская школа дизайна признавалась несколько лет подряд лучшей школой в России. И огромное количество наград первой величины занимали работы наших студентов в конкурсах региональных и всероссийских. Другая проблема - нас основательно не учили анализу и исследованию моды, не как творческому процессу, а как серьезному бизнесу с характерными экономическими и маркетинговыми законами. Но сейчас преподаватели начали ориентировать выпускников конкретно на омского потребителя. Работать в таких чётко поставленных границах сложнее, потому что любой дизайнер – в хорошем понимании эгоист и будет делать то, что нравится ему. А с такими условиями необходимо, чтобы вещь была интересна в контексте дизайна и непременно востребована.

- Ты в этом плане эгоист?

- Безусловно. Создавая продукт, мы пользуемся исследованием, накопленными знаниями и творческими способностями, т.е. творим через призму собственного восприятия конкретного изделия, выражаем собственные мысли по поводу решения задач изготовления. И даже самая странная вещь может обязательно кому-нибудь понравится.

 

Прогноз на моду

- Дизайнер, конструктор-модельер – женские профессии или опровергнешь этот стереотип?

- Работать с «тряпочками» – это вроде не для мужских рук. Но модная индустрия – это полноценный бизнес, с прогнозами, рисками и деньгами. Это не просто творческие или художественные специальности, а серьезный труд – умственный и физический. На нашем курсе, например, трое парней.

- А дизайнеры и модельеры шить умеют или просто придумывают и рисуют будущее платье или костюм?

- Конечно умеют, но это не обязательное условие! Дизайнер, прежде всего, должен придумать и нарисовать, а потом проконтролировать процесс создания макета, подбора материала и окончательного выполнения изделия. Хотя сейчас на рынке занятости требуются универсальные «руки» – и чтобы рисовал, и конструировал, и шил, и английским языком владел, и как минимум парочку программ-фоторедакторов знал.

- Тогда есть шанс устроиться на хорошую работу?

- Да, но этого не достаточно. Нужны также профессиональное портфолио, беспрерывный труд, удача и знакомства. В Омске за профессию дизайнера платят не большие деньги. 10-15 тысяч – потолок. Есть ателье, где требуются дизайнеры, и местные производители, которые пытаются разработать собственные коллекции. Но проблема в том, что, и дизайнеров то выпускают очень много. Практически как экономистов, программистов, юристов. Многие из выпускников ОГИСа уезжают в Москву и Питер. Там есть отрасли, где можно приложить полученные знания.

- Тоже сорвёшься и уедешь в столицу?

- Пока не знаю, но и не отрицаю этого.

- К слову об особенном «художественном» слое. Иногда кажется, что коллекции студентов-дизайнеров очень уж креативные. Зачем?

- Правда? Наверное, чтобы привлечь внимание. Можно создавать комплекты прет-а-порте для повседневной жизни, а можно и изделия в категории «как искусство». Нас учили и тому и другому. Преподаватели хотят, чтобы каждый студент показывал свою индивидуальность, вытягивают из нас ту сердцевину, которую, может, даже сам студент боится показать.

- А откуда берутся сведения о том, какой цвет будет в моде в этом сезоне? Кто это вообще придумывает?

- В нашем институте отдельным курсом этому не учат. Студенты познают модные коллекции и тенденции через интернет ресурсы, журналы и модные каналы. Эти пункты входят в процесс обучения. А в модной индустрии есть специальные институты и бюро, которые занимаются исследованием тенденций и цветовых сочетаний на основе вышедших коллекций во всём мире. Грубо говоря, после этого делаются прогнозы на то, что будет модно на несколько сезонов вперед.

- А это самое «модно» простым людям нужно? Тем, у которых другие проблемы в жизни, нежели то, во что ты одет?

- Если честно, я так и не нашёл ответ на этот вопрос. Не возможно определить границы населения, нуждающихся либо независимых от наличия модной одежды. Да, необходимо обращать внимание, во что ты одет. Ведь это затрагивает вопросы гармонизации образа и гигиены. С другой стороны, как воспитать хороший вкус у человека, если ему этого не надо? Но нельзя отрицать, что процесс развития и создание нового важен в модной индустрии, как в любой отрасли и сфере деятельности.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество