Примерное время чтения: 9 минут
295

В танце только девочки. Омская «Сибирочка»: из кружка в образцовый коллектив

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Омске № 4 24/01/2024
В системе дополнительного образования региона это самый многочисленный - в ансамбле занимается свыше 120 детей.
В системе дополнительного образования региона это самый многочисленный - в ансамбле занимается свыше 120 детей. / Влада Морошан / Из личного архива

Когда в 2006 году в Омской области создавался государственный детский ансамбль для одарённых детей, были скептики, которые говорили, что дети вырастут и всё забудут. Однако для многих из них, выросших, творчество стало отдушиной, профессией и призванием.

Подробности в интервью с воспитанницей первого набора Омского государственного детского ансамбля, выпускницей ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и руководителем ансамбля танца «Сибирочка» Владой Морошан - коллектива, который существует уже 35 лет на базе гимназии № 9 города Омска.

Растём вместе

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Влада Георгиевна, сейчас с появлением танцевальных шоу многие серьёзно заинтересовались хореографией, она стала модной и по-настоящему востребованной. С какого возраста к вам в ансамбль могут попасть дети?

Влада Морошан: В коллектив набираем с трёхлетнего возраста, это воспитанники близлежащих детских садов. Все они в будущем будут учиться в гимназии № 9, вместе с ними мы растём, пока они не становятся выпускниками.

- «Сибирочка» - уникальный ансамбль, из школьного кружка он вырос до образцового коллектива…

- Танцевальный кружок был открыт при гимназии № 9 в 1988 году Светланой Беленя. Она всю жизнь прожила в районе СибНИИСХ, и когда ребёнок пошёл в гимназию, возникла необходимость дополнительного образования. Так как Светлана Борисовна была хореографом с большим опытом, ей предложили создать коллектив.

Она собрала детей и поняла - получается! Постепенно коллектив рос, начали выходить на конкурсный уровень, выступать на концертных площадках. Потом стали ездить по стране. С 2008 года «Сибирочка» носит звание образцового. К сожалению, Светланы Борисовны нет с нами.

- При создании коллектива, подобного «Сибирочке», за образец берут триединую формулу - в составе его должна быть хоровая, хореографическая и оркестровая группы. Как Омский государственный детский ансамбль…

- Да, там есть оркестр, хор и балет. Я занималась в балетной группе у заслуженного работника культуры РФ Светланы Пономарёвой. В «Сибирочке» основа - хореография, но сейчас начинаем осваивать и вокальное направление. В 2022 году в ансамбле танца появилось хоровое отделение. Наши совместные выступления с хором «Дорога детства» становятся традицией. Оркестра пока нет, но мы стараемся развиваться во всех направлениях.

Кстати, если дети занимаются хореографией, они получают у нас и музыкальное образование. Изучают ноты и основы музыкальной грамоты. Ребятам из хорового отделения даём уроки сценического движения, чтобы они могли двигаться на сцене и понимать ритм.

В коллектив набирают с трёхлетнего возраста, это воспитанники близлежащих детских садов.
В коллектив набирают с трёхлетнего возраста, это воспитанники близлежащих детских садов. Фото: Из личного архива/ Влада Морошан

- В «Сибирочке» так много воспитанников - 120 человек.

- Считайте, что это не все. Ведь принимая в ансамбль ребёнка, мы записываем туда и папу с мамой, и бабушку, а это самые незаменимые помощники педагога. По себе знаю, меня мама возила на репетиции, а они были по 10 - 12 часов в выходные.

Трюков много!

- А много трюков выполняют девчонки?

- Трюков много, но надо понимать, что они на основе хореографии и балетной школы, а не спортивной гимнастики.

- Что считаете наиболее приемлемым для коллектива из со­временной хореографии?

- Мы учим классическому танцу в первую очередь, эстрадному, контемпорари, но не берём современные направления, например, хип-хоп или вог.

«Сибирочка» - уникальный ансамбль, из школьного кружка он вырос до образцового коллектива.
«Сибирочка» - уникальный ансамбль, из школьного кружка он вырос до образцового коллектива. Фото: Из личного архива/ Влада Морошан

Больше воздуха, больше свободы

- Вы руководитель ансамбля. Как определяете приоритеты репертуара, над которым работает ансамбль?

- Я отталкиваюсь от музыки: когда откликается внутренне,   рождается композиция. Конечно, в нашем репертуаре главное место занимает народный танец. Дети, которые к нам приходят, должны знать свои истоки, родную культуру. Это было актуально, когда ансамбль создавался, актуально и сейчас, когда возникла острая необходимость патриотического звучания.

- Это даёте через русский танец?

- Не только. Мы объясняем, что Россия - большая страна, и живут на её территории многие народности. В нашем репертуаре есть национальные танцы, мы изучаем, чем они отличаются по движениям и музыкальному сопровождению. Почему, например, у одних народов плавные движения, у других скачкообразная хореография. Обязательно рассказываем о национальном костюме, на каком языке говорят, какие у них песни. У нас есть башкирский танец, очень сложный болгарский, конечно, русские народные.

И так радостно видеть результат - вот пришла неуклюжая девочка, через какое-то время она уже двигается в такт.
И так радостно видеть результат - вот пришла неуклюжая девочка, через какое-то время она уже двигается в такт. Фото: Из личного архива/ Влада Морошан

- Как вам работается в системе дополнительного образования? И чем «Сибирочка» отличается в системе дополнительного образования  от других коллективов?

- Нас отличает то, что мы работаем на базе одной школы, дети из одной гимназии. И берём всех желающих: мы не проводим кастинги, для каждого ребёнка подбираем репертуар, место в номерах. Лично я себя в этой системе чувствую хорошо, потому что люблю танец и у меня есть большое желание делиться тем, что умею. Есть возможность раскрыться как педагогу и художественному руководителю.

Здесь у меня больше воздуха, больше свободы. Я могу придумывать и воплощать свои идеи.

И так радостно видеть результат - вот пришла неуклюжая девочка, через какое-то время она уже двигается в такт. Кстати, одарённость - это не первостепенное. В танцах это труд. У ребёнка, который трудится, потенциала больше, талант­ливый же расслабляется и не развивается. Уверена, трудяга может достичь большего.

«Мы учим классическому танцу в первую очередь, эстрадному, контемпорари, но не берём современные направления, например, хип-хоп или вог».
«Мы учим классическому танцу в первую очередь, эстрадному, контемпорари, но не берём современные направления, например, хип-хоп или вог». Фото: Из личного архива/ Влада Морошан

- Смотрите ли танцевальные проекты на телевидении? Сейчас много таких на ТНТ, например.

- Это они сами смотрят, а мы на занятиях смотрим видео профессиональных танцевальных коллективов, один из таких - Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, балетные спектакли. И обсуждаем, можно ли какую-то связку повторить или исполнить комбинацию.

ДОСЬЕ
Влада Морошан - педагог дополнительного образования. Окончила ОмГУ им. Ф.М. Достоевского в 2015 году. Квалификация - руководитель хореографического коллектива. Прошла курсы повышения квалификации в Институте развития образования Омской области. Стаж работы: общий- 13 лет,педагогический - 6 лет. Работает в гимназии №9 с 2018 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах