В Омском регионе в сфере культуры происходят глобальные изменения: вкладываются миллиарды, которые идут на ремонт зданий школ искусств, сельских домов культуры, библиотек, театров, на оснащение школ музыкальными инструментами, библиотек - компьютерной техникой, театров - специальным оборудованием для сцены и пр.
На селе по нацпроекту уже оборудовано по последнему слову техники более 20 кинотеатров. Одним из ярких событий в Омске стало открытие центра «Эрмитаж-Сибирь».
Период расцвета
Все эти изменения органично легли на базу, которая была создана в 1980-1990-е годы. То время можно назвать расцветом омской культуры, именно эту тему обсудили на пресс-конференции в МКР-Медиа. Появились театры - «Галёрка», Пятый, «Студия Л. Ермолаевой», Лицейский, начали свой путь «Либеров-центр», музей Кондратия Белова, Городской музей искусства Омска, а музей имени Врубеля получил имя нашего земляка, прославленного художника; появился фестиваль «Душа России», Сибирский культурный центр, Дом дружбы. Создался определённый культурный слой.
По мнению доктора культурологии, заведующей кафедрой театрального искусства и актёрского мастерства ОмГУ Нины Геновой (именно она в 90-е годы стояла у руля культуры Омского региона), в период перестройки пришлось искать формы и методы деятельности, которые бы вписались в социально-экономические изменения, происходящие тогда в стране.
«Омская область в каком-то отношении была пилотным регионом по вопросам развития собственной региональной культурной политики. Давайте не будем забывать, что культура в те годы выполняла защитную функцию. Вспомним, что шли реформы и само состояние жизни омичей было нестабильным и неуверенным, идеология оказалась низвергнутой. Культуре пришлось занять пустое место идеологии, так как человек в духовной сфере не может жить без каких-то приоритетов, ценностей», - отметила Нина Михайловна.
В те годы удалось сделать очень многое. Так, в 1995 году областная библиотека им. А. С. Пушкина переехала в новое здание, в сёлах Омской области появились новые дворцы культуры, библиотеки. К слову, районная библиотека в Полтавке была лучше компьютеризирована, чем областная Пушкинка.
В эти же годы культура Омской области вышла за рубеж: в 1994 году в Женеве были организованы Дни культуры Сибири. Омский музыкальный театр поехал на международные гастроли в Китай; наш театр драмы объехал всю Европу, а затем гастролировал в США, в городе Милуоки, где провёл Дни омских театров; омский ТЮЗ осуществил гастрольный тур в Нидерланды.
Как рассказал заслуженный работник культуры Российской Федерации, экс-директор департамента культуры администрации Омска Владимир Шалак, «лихие 90-е, с одной стороны, выдались очень тяжёлыми, с другой - очень интересными, когда можно было творить и дерзать. Инициативы поддерживались. Например, для открытия музея Кондратия Белова председатель горисполкома выделил 15 квартир, чтобы расселить жильцов дома, в котором сейчас располагается музей. Также в 90-е годы Омск сильно продвинулся в вопросах книгоиздательской деятельности. Особенно мощно шла работа с Союзом художников».
Армия бессребреников
В культуре, впрочем, как и в любой другой сфере, кадры решают всё.
«В 80-90 годы происходили различные преобразования. К примеру, Омский историко-краеведческий музей получил своё нынешнее название в 1992 году. До этого он был историко-литературным. Была реализована целая программа, в результате на территории Омской области было создано почти 40 музеев, - сказала Генова. - Я преклоняюсь перед людьми, которые это всё делали. Это были фанаты и даже фанатики. Они порой не получали зарплаты, но были хранителями музейных фондов, библиотечных фондов, они продвигали культуру в массы».
«В 1991 году развалился Советский Союз, - поделился воспоминаниями Владимир Шалак. - Было страшно идти на работу, поскольку никто не знал, что принесёт день, что говорить людям. Работники культуры того времени - бессребреники, которые на своём энтузиазме сделали для культуры Омска и области, для сохранения их имиджа очень и очень много, их вклад невозможно переоценить. Когда страна разваливается, сложно удержать общество от одичания. Это в первую очередь легло на плечи работников культуры. Отряд работников культуры и искусства Омского региона, насчитывающий 16 тыс. человек, выполнял колоссальную работу».
В тот период появилась возможность открывать новые учреждения культуры, не оглядываясь на Москву. Также были организованы многочисленные фестивали, к примеру «Душа России». Для чего они были нужны? Исходя из исторического опыта, дипломатические отношения во все времена устанавливались через культурные связи. В 90-х годах в области прошло множество фольклорных фестивалей, на которые приезжали представители Аргентины, Италии, Испании и других стран.
Врубелю быть!
В 90-е годы кандидат исторических наук, заслуженный деятель культуры Омской области Борис Коников возглавил музей изобразительных искусств им. Врубеля. По его мнению, 90-е годы для музейного дела в Омске приобрели характер Возрождения.
«В предыдущие десятилетия музеи не имели больших возможностей для своего развития, даже строительство зданий под музеи раньше не поощрялось. Например, в своё время руководителю Омской области Манякину приходилось идти на хитрость - делать пристройки к зданиям и размещать в них музеи», - рассказал Борис Коников.
Интересна история присвоения имени Врубеля музею изобразительных искусств.
«30 декабря 1995 года стало известно о принятии решения главой администрации Омского региона присвоить музею изобразительных искусств имя М. А. Врубеля. Напомню, Врубель ушёл из жизни в 1910 году. В 1911-м омская общественность подняла вопрос об увековечении имени художника в Омске. В 1920 году в городе был открыт художественно-промышленный техникум им. Врубеля, но он просуществовал всего 12 лет. Наступил 1995 год, и желание омичей начала ХХ века сбылось: музею было присвоено имя Врубеля, открыт памятник художнику», - поделился историческими данными Борис Александрович.
В апреле 1996 года был открыт врубелевский корпус музея изобразительных искусств. Музей получил новые лёгкие - он по-другому задышал.
Ещё одно событие произошло 21 декабря 1999 года: в парадном зале врубелевского корпуса прозвучал гимн музеев России, созданный коллективом этого заведения.
Кстати, по поводу присвоения имени Врубеля музею в своё время шли бурные дискуссии. Не все с оптимизмом приняли эту идею.
«Была очень серьёзная дискуссия, создалась мощная оппозиция. Здание, в котором располагается музей, принадлежало СибАДИ. Чтобы забрать его, региону пришлось рассчитаться с вузом, отдать ему одно из лучших зданий рядом с драматическим театром - общежитие совпартшколы. Когда началась реконструкция здания, стали поступать заявления о несоответствии атмосферы - она там не музейная. Так, в подвале были размещены испытательные стенды, в парадном зале надстроен второй ярус, на котором располагались учебные службы вуза, крыша была настолько дырявой, что на головы людей сыпался снег, - рассказала Нина Генова. - Когда реконструировали парадный зал, в нём положили гранитный пол. Оппозиция стала заявлять, что здание вообще рухнет. В общем, работать в такой обстановке было сложно. Ещё один нюанс: строители трудились, не получая зарплаты. Приходилось их уговаривать не бросать работу. Музей был открыт, а со строителями всё ещё рассчитывались».
Этот музей сразу стал площадкой для встречи всех гостей региона. Он и по сей день остаётся таковым.
А что было после?
Все эти события стали прочным фундаментом для дальнейшего развития омской культуры. Так, продолжилась начатая ещё в 1987 году работа над сводом памятников истории и культуры Омской области. Это очень важно, так как, по мнению Бориса Коникова, «мы не сохраним наше историко-культурное наследие, если сначала его не учтём».
В начале нулевых в Омске были изданы полные собрания сочинений Фёдора Достоевского и Ивана Бунина. Как сказал Владимир Шалак, «всё это - наше культурное наследие, мы его должны оставить грядущим поколениям».