Выставку «Город солнца. Советское искусство 1930-х – 1950-х годов» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» открыли в «Эрмитаж-Сибири». В экспозицию вошли свыше 40 работ. «Это удивительные произведения, отражающие идеальный мир, который хотели построить. Мне нравится этот оптимизм, который заложен в тех людях», - сказала главный специалист отдела региональных выставок РОСИЗО Анастасия Сиренко.
в «Эрмитаж-Сибири» представлена модель знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница», выполненная Верой Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Её относят к памятникам монументального искусства, и называют символом советской эпохи и признанным эталоном социалистического реализма.
В коллекции – живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. У неё удивительная история. Эти картины художники писали в конце 1930-х к всесоюзной выставке «Индустрия социализма». История её такова: коммунистическая партия поставила задачу – отразить успехи первой страны Советов в изобразительном искусстве, при этом главными героями должны были стать люди, воспитанные партией Ленина - Сталина, которые технический прогресс поставили на службу социализму. Творцов для воплощения этих идей отбирали особенно тщательно, было подробно указано, что изображать, и какие сюжеты нужны. Главный посыл – мощь и силища нового строя.
Как и всё тогда, она должна была стать самой масштабной. Открыть экспозицию хотели в 1937 году, но случилось это лишь в 1939 - м. И стала выставка главным событием художественной жизни СССР довоенной поры. «У соцреализма есть три основных принципа – искусство должно быть идейным, в своей основе оно несёт идею построения светлого будущего; искусство должно быть конкретным – художники ездили на заводы, писали эскизы, изображали настоящих людей. Искусство народное – потому что обращается к жизни народа», - рассказывает заместитель директора по научной работе музея им. М.А. Врубеля Ирина Симонова.
Впрочем, утопия-утопией, а в центре всех работ всё равно — человек. И образы его светлые, и фальши нет. Вот на картине Ольги Яновской «Мастерская тортов» торты и пирожные как бы на втором плане, взгляд привлекает девушка-кондитер. Она здоровая и сильная; расторопная и бойкая.
Василий Викулов - автор картины «Демонстрация на площади Урицкого», сегодня так называется Дворцовая площадь в Петербурге. То, как она украшена, стоит поучиться нынешним дизайнерам. Ярко, понятно, красиво. Именно в эти годы новая революционная стилистика городского праздника достигла совершенства. «Атрибуты советских праздников: флаги, декоративные панно, портреты вождей, политические плакаты, лозунги, освещение, трибуна должны были способствовать созданию мифа о счастливой жизни и светлом пути в будущее», - говорит Ирина Симонова.
Предметы фарфоровой пластики того времени. Эскизы выполнены 1930-50 годов, отливали фигурки в позднее время. Собраны Ниной Малышевой – советским скульптором и художником по фарфору. Вместо слоников на комоде, в моду вошли фигурки человека труда.
В экспозицию включены работы скульптора, члена Союза художников СССР Веры Адамчевской, а также советской художницы, мастера скульптурного портрета Сарры Лебедевой. Она автор памятника на могиле Бориса Пастернака, на выставке в Омске представлена её работа «Авиватор».
Выставка продлится до конца февраля. Омичей ждут по адресу: ул. Музейная, 4 с 10.00 до 19.00 (касса – до 18.00) все дни, кроме понедельника. В «Эрмитаж-Сибири» соблюдать масочный режим обязательно.
(0+)
«Рабочий и колхозница». Художественный канон соцреализма прибыл в Омск