Примерное время чтения: 7 минут
817

Сталин на нас есть. Выставку живописи 1930-1950 годов привезли в Омск

Портрет Александра Герасимова, который был любимым художником Сталина. Его портреты при жизни вождя считались каноническими.
Портрет Александра Герасимова, который был любимым художником Сталина. Его портреты при жизни вождя считались каноническими. / Александра Горбунова / АиФ

Выставку «Город солнца. Советское искусство 1930-х – 1950-х годов» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» открыли в «Эрмитаж-Сибири». В экспозицию вошли свыше 40 работ. «Это удивительные произведения, отражающие идеальный мир, который хотели построить. Мне нравится этот оптимизм, который заложен в тех людях», - сказала главный специалист отдела региональных выставок РОСИЗО Анастасия Сиренко.

в «Эрмитаж-Сибири» представлена модель знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница», выполненная Верой Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Её относят к памятникам монументального искусства, и называют символом советской эпохи и признанным эталоном социалистического реализма. 

Центральный экспонат выставки. Знаменитые рабочий и колхозница Веры Мухиной.
Центральный экспонат выставки. Знаменитые рабочий и колхозница Веры Мухиной. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

В коллекции – живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. У неё удивительная история. Эти картины художники писали в конце 1930-х к всесоюзной выставке «Индустрия социализма». История её такова: коммунистическая партия поставила задачу – отразить успехи первой страны Советов в изобразительном искусстве, при этом главными героями должны были стать люди, воспитанные партией Ленина - Сталина, которые  технический прогресс поставили на службу социализму. Творцов для воплощения этих идей отбирали особенно тщательно, было подробно указано, что изображать, и какие сюжеты нужны. Главный посыл – мощь и силища нового строя.

Рябинин Николай «Машины для Турции», 1937. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Как и всё тогда, она должна была стать самой масштабной. Открыть экспозицию хотели в 1937 году, но случилось это лишь в 1939 - м. И стала выставка главным событием художественной жизни СССР довоенной поры. «У соцреализма есть три основных принципа – искусство должно быть идейным, в своей основе оно несёт идею построения светлого будущего; искусство должно быть конкретным – художники ездили на заводы, писали эскизы, изображали настоящих людей. Искусство народное – потому что обращается к жизни народа», - рассказывает заместитель директора по научной работе музея им. М.А. Врубеля Ирина Симонова. 

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Впрочем, утопия-утопией, а в центре всех работ всё равно — человек. И образы его светлые, и фальши нет. Вот на картине Ольги Яновской «Мастерская тортов» торты и пирожные как бы на втором плане, взгляд привлекает девушка-кондитер. Она  здоровая и сильная; расторопная и бойкая. 

Ольга Яновская «Мастерская тортов»
Ольга Яновская «Мастерская тортов» Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Василий Викулов - автор картины «Демонстрация на площади Урицкого», сегодня так называется Дворцовая площадь в Петербурге. То, как она украшена, стоит поучиться нынешним дизайнерам. Ярко, понятно, красиво. Именно в эти годы новая революционная стилистика городского праздника достигла совершенства. «Атрибуты советских праздников: флаги, декоративные панно, портреты вождей, политические плакаты, лозунги, освещение, трибуна должны были способствовать созданию мифа о счастливой жизни и светлом пути в будущее», - говорит Ирина Симонова.

Василий Викулов «Демонстрация на площади Урицкого», 1937
Василий Викулов «Демонстрация на площади Урицкого», 1937 Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Предметы фарфоровой пластики того времени. Эскизы выполнены 1930-50 годов, отливали фигурки в позднее время. Собраны Ниной Малышевой – советским скульптором и художником по фарфору. Вместо слоников на комоде, в моду вошли фигурки человека труда.  

«Сварщица», Н. Малышева.
«Сварщица», Н. Малышева. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

В экспозицию включены работы скульптора, члена Союза художников СССР Веры Адамчевской, а также советской художницы, мастера скульптурного портрета Сарры Лебедевой. Она автор памятника на могиле Бориса Пастернака, на выставке в Омске представлена её работа «Авиватор».  

Работа Сарры Лебедевой.
Работа Сарры Лебедевой. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Выставка продлится до конца февраля.  Омичей ждут по адресу: ул. Музейная, 4 с 10.00 до 19.00 (касса – до 18.00) все дни, кроме понедельника. В «Эрмитаж-Сибири» соблюдать масочный режим обязательно.  

(0+)   


 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах