(обновлено )
Примерное время чтения: 9 минут
183

Следствие по портрету. Автора и героев помогают устанавливать криминалисты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ в Омске № 25 21/06/2023
личный архив

В музее им М. А. Врубеля решили рассказать, что такое атрибуция портретной живописи. Лекцию-расследование «Известные неизвестные» провела ведущий методист Юлия Лопаткина, в помощь она пригласила криминалиста, судебного эксперта в области портретной экспертизы Сергея Якимова.

Атрибуцию проводят для того, чтобы назвать автора произведения, время и место его создания, а также для определения сюжетов и имён персон, изображённых на портретах. Причём и для того, чтобы проверить уже атрибутированное.

В этой истории самым известным стал так называемый «вульфертовский» портрет поэта Михаила Лермонтова. Автор его неизвестен, называют его по фамилии последнего владельца картины – это известный до революции московский юрист и коллекционер литературных реликвий Владимир Вульферт. Однажды он купил, как ему казалось, портрет поэта. Это был 1914 год, в 1967 году выяснилось, что это ошибка. Произвели специальное расследование, в том числе с использованием криминалистов.

Доказано, это не Лермонтов.
Доказано, это не Лермонтов. Фото: Культура. РФ

Обрести своё имя

В богатейшей коллекции музея изобразительных искусств им М. А. Врубеля есть картины, авторы которых неизвестны, как неизвестны и персонажи, смотрящие на нас с полотен. А всё потому, что коллекция создавалась спонтанно.

В 1924 году в Омске появилась картинная галерея: 90 картин известнейших художников были представлены взору изумлённой публики на открытии. Откуда в провинциальном городе вдруг появились шедевры? Всё очень просто, сразу после революции был создан  отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины в наркомате просвещения, при котором организовали Государственный музейный фонд.

Его составили национализированные коллекции столичных семейств, а также то, что украшало дворцы и особняки знати, предметы роскоши, интерьера со всей России. Истории-то были разные, иногда детективные и криминальные, иногда хорошие. Но порой кто изображён - не знали, чьей кисти – тоже.

«Тогда появилось «знаточество» – это когда атрибуцией занимались знатоки. Они ещё не были искусствоведами. Главное их достоинство было в «насмотренности», огромном багаже знаний и в интуиции, умении сравнивать и анализировать», - отметила Юлия Лопаткина.

Однако не всё может быть атрибутировано; в качестве примера приводят в таком случае историю про парадный портрет неизвестного с орденом Александра Невского. Явно художник пытался передать в изображении мужчины значимость личности и его заслуги перед страной на поле брани. 

Для установления авторства и имени героя проводили несколько экспертиз; техническую - исследовали лакокрасочный слой, мазки, состав краски и лака, и предметно-историческую. Картину рассматривали специалисты по историческому костюму, по орденам.

Есть списки тех, кто был награждён орденом, но кто это, определить не представляется возможным. И тогда писали портреты по жёстким лекалам, параметры были заданы, как сейчас, для фото на паспорт. Такие портреты, почти одинаковые с этим, есть ещё. Эпоха диктовала условия.

Портрет неизвестного с ордером Александра Невского.
Портрет неизвестного с ордером Александра Невского. Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

О расследовани есть ещё много увлекательных историй. В музее им. Врубеля хранятся портреты Агриппины Николаевны и Владимира Николаевича Козляниновых, их написал Карл Рейхель. Установили автора и персонажей по деталям на полотнах.

Публичная история картин началась с грустного события – их отдал в музей художественно-промышленного техникума, который просуществовал в Омске до 1932 года, эмигрировавший Борис Трувеллер.

Портрет Козляниновой.
Портрет Козляниновой. Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Это был энергичный человек, организатор лесопромышленного дела в Сибири, художник-любитель и меценат. Он возглавлял в Омске общество художников и любителей изящных искусств. Как выяснилось, он был потомком Козляниновых. Одна из дочерей четы вышла замуж за англичанина с русским подданством Трувеллера.

История атрибуции парного портрета Козляниновых описана в книжке «Заветная нить поиска. Рассказы об Омском музее изобразительных искусств».

Портрет Козлянинова.
Портрет Козлянинова. Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Портрет неизвестной Серова

На исследовании искусствоведов находится сейчас портрет неизвестной кисти Валентина Серова. Бумага на холсте, пастель. Она небольшая – 40 x 43 см. У работы есть разные исходные данные, она поступила в Омск в 1927 году из Государственного музейного фонда, до этого находилась в собрании английского клуба. На ней есть дата – 1895 год. На обороте три буквы - УВЗ.

Предположений о личности изображённой сейчас много. Вплоть до моделей Михаила Врубеля с картин «Испания», «Гадалка». Вот, например, цитата из книги Доры Коган «Творчество Врубеля».

Портрет неизвестной Валеитина Серова.
Портрет неизвестной Валеитина Серова. Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

«Итак, снова гостиница, снова существование «без корней». Портрет, созданный в номере этой гостиницы, выдает смутный поток темных желаний, захватывающий тогда все существо Врубеля. Речь идет о «Гадалке», для которой моделью послужила постоялица гостиницы. Новая знакомая на некоторое время стала моделью художника. От «Венеции», «Испании» - к «Гадалке», от поисков монометаллизма к сугубому станковому, к интимности.

В «Гадалке» выражено воочию заключенное в полотнах «Венеция» и Испания», но существующее в них скрыто в подтексте, интимное лирическое начало. Гадающая на картах томноокая женщина кажется южанкой. На самом деле она была сибирячкой, из далекого, незнакомого, но кровно близкого художнику края, куда забросила судьба его отца и где он родился. Там были могила его матери, образ которой он свято берег в своей душе. И, быть может, причастность этой случайной попутчицы на жизненном пути к тому святому месту придала особенную задушевность их встречам».

«Мне очень хочется, чтобы именно её изобразил Серов на этом портрете», - говорит Юлия Лопаткина.

Всем известно, что Серов и Врубель работали в то время вместе, третьим их сотоварищем был Коровин - их называют ещё «Три мушкетёра Серебряного века». Влияние друг на друга у них неочевидно, но судьбы переплетены. Искусствоведы считают, что манерой письма похож портрет Серова на манеру Врубеля.

Попытка атрибуции. Фото: личный архив/ Наталья Корнеева

Ещё одна версия – это Софья Лукомская, в замужестве Драгомирова. Её портрет в малоросском костюме писал Серов в возрасте 18 лет и спустя годы. Возможно, это портрет итальянской певицы.

«Это живопись, а она всегда условна. Художник изображает, как он видит сам», - говорит Юлия Лопаткина.

Исключить ряд вариантов попытался помочь эксперт-криминалист Сергей Якимов.

Схожесть определяется по антропометрическим показателям – по контуру бровей, линии роста волос, посадке глаз формы носа, носогубных складках, и так далее. Идентификация в криминалистике по лицу всё же делается с фотографий, а успешность портретной идентификации в значительной степени зависит от манеры и умения автора портрета передавать облик человека. Хорошо, если она реалистична.

Встречи искусствоведов и криминалиста – лишь часть просветительского проекта, который задуман в музее имени М. А. Врубеля. Интересный и содержательный, пусть и не решающий сложных задач по атрибуции, зато познавательный. Хотя для окончательной идентификации весьма полезно знать мнение разных сторон.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах