Примерное время чтения: 6 минут
606

Скандальный «Хоровод». Письмо рассорило «лицеистов» и департамент культуры?

Вокруг спектакля возникло много шумихи.
Вокруг спектакля возникло много шумихи. АиФ

Спектакль «Хоровод» в постановке польского режиссёра Петра Шальши ещё до своей премьеры успел попасть в топ омских новостей. Всю неделю в городе пытались понять: кто прав в этой истории и почему всё-таки премьеру отменили? И если причиной действительно стала травма артиста, то почему директор департамента культуры Владимир Шалак в интервью омскому телеканалу прямо высказался, что эта пьеса – не для Лицейского театра и повторения скандального новосибирского «Тангейзера» в городе не хотят? И что за письмо священнослужители направили «лицеистам»? Об этом на сегодняшней пресс-конференции представители департамента культуры и руководство театра рассказали журналистам.

Серия адюльтеров в воспитательных целях  

Изначально премьера «Хоровода» была намечена на 8 июля. Однако за несколько дней до этого выяснилось, что новый спектакль зрители не увидят по причине травмы одного из артистов. Впрочем, в департаменте культуры объяснение было иное. Пьеса австрийского драматурга о свободных нравах и любовных связях пришлась не по душе директору департамента культуры Владимиру Шалаку. Примечательно и то, что премьера спектакля была запланирована аккурат на 8 июля, в день, когда в стране отмечают День семьи, любви и верности. Также по новостным порталам поползли слухи о том, что причиной стало вмешательство в театральные дела омской епархии. Сегодня наконец ситуация разъяснилась и все задействованные в конфликте стороны высказали своё мнение.

Художественный руководитель театра Сергей Тимофеев отметил, что выбор пьесы для нового спектакля в постановки Петра Шальши искали полгода.

«Когда Пётр Шальша прислал пьесу Шницлера и мы её прочитали, то, конечно, все были в шоке, ну невозможно это в Лицейском театре! Шницлера мы хорошо знаем по истории театра, это такой немецкий Чехов. Его творчеством в начале ХХ века увлекались Бердяев, Мейерхольд, Таиров… Конкретно у этой пьесы история сложная. Постановки у неё были от порнографических и до каких-то немыслимых. И если эту пьесу рассматривать как бытовую, то можно наткнуться на подводные рифы. После первого прочтения на самом деле кажется, что это какое-то безобразие. Но пьеса требует своего подхода, у неё есть двойное дно. Это не просто серия адюльтеров, а история людей, которые ошибаются. Людей, которые поддаются соблазну и тратят свою жизнь на глупости. Они прожили жизнь, а в конце остались никому не нужными. Почему эта пьеса не может быть адресована молодым людям, которые в силу обстоятельств заряжены на поиск партнёра? Но у всякой такой ловушки есть печальный финал. И мы показываем, что пьеса имеет право быть созданной на сцене Лицейского театра».

«Отменять не будем»

Однако не все в нашем городе посчитали пьесу достойной театральной сцены. Когда спектакль «Хоровод» уже готовился к сдаче, в адрес руководства театра пришло письмо от одного омского священнослужителя, чьё имя называть не стали. Священник написал, что заинтересовался новой работой театра и прочитал пьесу Шницлера. По его мнению, это нельзя показывать омскому зрителю. Аналогичное послание он направил и в департамент культуры.

«Отчасти он прав, у нас такое же было впечатление после прочтения пьесы, - говорит Сергей Тимофеев. - Мы встретились со священником, сказали ему, что спектакль будет отличаться от пьесы. И что мысль, заложенная Шницлером, видна не сразу, но режиссёр её проявит. Давайте мы просто посмотрим, что у нас получится? Как режиссёр я считаю, что на сцене театра возможно всё талантливое, живое, не ущемляющее человеческое достоинство. Но за последние дни мне стало понятно, что огромное количество людей, которые наши спектакли даже не видели, ассоциируют нас с «Тимуром и его командой», с положительными героями, с Пушкиным, Блоком, с воспитанием подрастающего поколения… Но основная труппа созрела для решения серьёзных творческих задач, мы давно уже выросли из широких штанишек. При этом театр должен примерять людей, а не разобщать. Мы послушали мнение церкви, которая такая же часть общества, но у нас не было в планах отменять спектакль! У нас правда заболел артист. Если честно, когда это произошло, мы выдохнули. Не надо было принимать решение, которое разъединило бы нас с обществом. Это звучит малодушно, но я правда не знаю, как бы я поступил, сыграли бы мы спектакль 8 июля, убедили бы в этом других людей?.. Но случилось так, как случилось».


ПРЕМЬЕРУ ПЕРЕНЕСЛИ НА ОСЕНЬ


Болезненный «пиар»  

Сейчас спектакль перенесён на осень. Никакого запрета на его постановку департамент культуры не давал и, по сути, он и не имеет таких полномочий. И, по словам коллег Владимира Шалака, их руководитель погорячился с оценкой ситуации.

«Как таковой цензуры в департаменте культуры нет, - говорит Владимир Демченко, первый заместитель директора департамента культуры. – Наша задача координировать и организовывать работу культурных учреждений. Про этот проект мы знали. Да, пьеса вызывает вопросы, я сам бы с удовольствием задал бы их польскому режиссёру. Что касается точки зрения Шалака… он в сфере культуры отработал 40 лет, 22 года назад помогал основывать Лицейский театр. На прогоне он не присутствовал, но потом смотрел видеозапись. То, что было сказано на эмоциях, не является основанием для отмены постановки». 

Сергей Тимофеев также считает, что первая реакция главы департамента культуры – это естественный эмоциональный выплеск под аккомпанемент людей, которые сам спектакль не видели:

«Спектакль на видеозаписи и спектакль на сцене – две большие разницы. Мне очень жаль, что большая часть людей настроена отрицательно по отношению к «Хороводу». Надеюсь, что в октябре мы сможем спокойно разговаривать о спектакле».

В Лицейском театре журналистов уверили, что отмены спектакля не будет, она состоится в середине октября. Самого польского режиссёра также ждут на премьере в Омске. Что касается изменения концепции спектакля, то право на это имеет только Пётр Шальша.

А вот, по словам Елены Лабинской, директора Лицейского театра, такой «пиар» хоть и болезненный, но внимание к постановке всё-таки привлёк:

«Мне кажется, спектаклю уже на пять лет вперёд обеспечена продажа билетов. Такой «пиар» - это, с одной стороны, больно, а с другой – такой ажиотаж…» 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах