Фестиваль «В гостях у «Арлекина» продолжается. Второй конкурсный день открывали артисты из Москвы.
Лёгкий, но в то же время невероятно глубокий спектакль «Мучные младенцы» по повести британской писательницы Энн Файн с первых секунд завоевал сердца зрителей.
Ох уж этот 4-й «В»!
Каких только нет театральных кукол в наше время - петрушки, марионетки, тантамарески! Но куклы из картонных коробок на омской сцене появились впервые. Оформление зала тоже необычное: повсюду математические формулы, чертежи и ученические скамейки.
Спектакль уникален не только по форме, но и по содержанию. Он повествует о школьном эксперименте, во время которого подростки-хулиганы должны ухаживать за мешком с мукой, как за настоящим живым ребёнком. Это испытание было решено провести в 4-м «В» не случайно, ведь в него, как на подбор, попали одни хулиганы. Только Мартин Саймон спокойно читал за последней партой. Умника и отличника по ошибке определили к разгильдяям. К счастью, преподаватель, мистер Картрайт, вскоре распознаёт «загвоздку» и заставляет его покинуть класс - ему не место среди вредителей.
Полная противоположность Мартину Саймону - ярый дебошир Саймон Мартин (да, да, путаница возникла именно на этом фоне). Услышав об эксперименте, школьник сразу же обрадовался. Он тут же ворвался в класс и рассказал другим ребятам, что после всех испытаний с мучными «младенцами» можно будет совершить великую шалость – взорвать их прямо в школе. Конечно, все восприняли эту новость с восторгом, а когда настало время голосовать за тематические векторы обучения, ученики в один голос начали кричать, громко топая ногами: «Мучные младенцы! Мучные младенцы!». И хотя мистер Картрайт без особого энтузиазма воспринял эксперимент, предложенный профессором Фелтоном, ему всё же пришлось выдать ребятам мешки с мукой и огласить правила ухода за ними.
Требования оказались не самыми простыми: заботиться, не оставлять без присмотра, не допускать потери килограммов. К тому же каждый ученик обязательно должен был вести дневник своего мучного младенца. За выполнением правил внимательно следили школьные учителя.
Открыть мир взрослых
В первый день эксперимента Саймон Мартин не очень-то и переживал о своём мешке. Придя домой, он первым делом бросил его на пол и принялся дрессировать своего пса. Когда же пришло время бежать на футбол, мальчишка хотел возложить всю ответственность на плечи мамы, но та отказалась присматривать за мучным «младенцем». Тогда Саймон сгенерировал новую гениальную идею: нужно оставить мешок в одиночестве! Но на этом моменте он вспомнил о правилах: мистер Картрайт пригрозил, что будет контролировать каждого ученика. В конце концов, пришлось тащить нового друга с собой.
На тренировке мальчик впервые начинает трепетно относиться к мучному «младенцу». Выполняя задания тренера, он то и дело погружается в свои мысли. Ему приходят самые страшные ведения. Саймон переживает, что хулиганы в раздевалке могут растерзать мешок. К счастью, он возвращается домой с целым и невредимым «младенцем».
Когда мешок погрызла собака, школьник начинает искать информацию о бешенстве. В нём просыпается ранее ему несвойственные (похожие на родительские) чувства к, казалось бы, обычному пакету с мукой. А чуть позже мучной «младенец» помогает Саймону погрузиться в детские воспоминания. Мальчик вспоминает, что у него был отец, но почему-то он ушёл из семьи.
Желая во всём разобраться, школьник устраивает важный разговор со своей мамой. Сначала она всячески увиливает от объяснений, пытается перевести всё в шутку. Однако Саймон не готов сдаваться. В какой-то момент он срывает картонную коробку со своей головы и полностью открывается зрителю. Затем и его мать убирает маску с лица и говорит правду. Как оказалось, отец мальчика ушёл из дома в совершенно обычный день, когда ничего не предвещало беды. При этом он напевал какую-то странную песню…
Тем временем эксперимент подходил к концу. Настал день, когда мистер Картрайт принялся читать дневники своих учеников. Он быстро понял, что в большинстве своём школьники остались прежними, разве что совсем чуть-чуть стали проявлять заботу и терпимость. И, пожалуй, лишь рассказ Саймона тронул учителя. Ведь мучной «младенец» помог ему открыть взрослый мир и лучше узнать самого себя.
Это не просто мешок с мукой
После эксперимента класс всё-таки взорвал мучных «младенцев». Ожидать полного перевоспитания детей было бессмысленно. Но на этом испытания Саймона не закончились. Ему всё-таки удалось узнать текст песни, которую напевал его отец, уходя из дома. Как выяснилось, это слова моряков, которые навсегда покидают родные края, понимая, что больше не смогут вернуться.
Тем не менее, бывший хулиган не до конца осознавал отцовские мотивы, поэтому обратился за помощью к ботанику Мартину. Тот пояснил, что родитель вовсе не хотел его бросать, просто ему нужно было идти вперёд. Во взрослом мире случается разное, и каждому поступку можно найти объяснение.
В конце спектакля Саймон ачинает понимать отца («Вот так отчалить и бросить мою мать одну с ребёнком на руках. Навсегда. Хотя протаскавшись с ней почти три недели, я могу понять, почему это случилось. Я просто хочу сказать, что это не должно, что это уже не имеет значения», - говорится в повести Энн Файн). За время эксперимента мальчик сильно изменился. Он, наверное, впервые так глубоко погрузился в свой внутренний мир и разобрался в проблеме, которую раньше всегда обходил стороной.
«Мучные младенцы» - это не только про воспитание, заботу и самоотверженность. Это ещё и про самопознание и расширение своих границ. Порой каждый из нас нуждается в том, чтобы снять коробку или маску с головы. Только так можно увидеть мир по-другому.
О театре
Московский театр кукол – старейший государственный театр кукол столицы. Сегодня МТК, поддерживая традиции и аккумулируя опыт, накопленный за десятилетия творческой жизни, продолжает расширять репертуар и границы зрительской аудитории. В его репертуаре есть традиционные кукольные спектакли-сказки: «Огниво», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Все мыши любят сыр» и другие.
Наряду с ними в театре идут оригинальные постановки, открывающие новые современные формы: сторителлинг («Снежная королева»), театр с закрытыми глазами («Майская ночь», «Сказка с закрытыми глазами «Ёжик в тумане»), пластический театр («Морожены сказки»), тотальный театр («Крабат – ученик колдуна»), спектакли для взрослых («Гиньоль имени Станиславского»).
В Нижнем фойе театра действует выставка авторских художественных кукол из коллекции галереи «Кукольный переулок». Перед спектаклем и в антракте зрители могут посетить музей «Дом театральной куклы». В Верхнем фойе регулярно проходят выставки театральных художников.
«Мучные младенцы» - спектакль лаурета Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Натальи Пахомовой. Она часто выбирает для постановки либо те тексты, которые ранее не ставились на сцене, либо находит неожиданный поворот для хрестоматийных произведений. Нередко её работы сопровождаются уличными флешмобами. Продолжает в Московском театре кукол традицию постановок спектаклей для зрителей с ограниченными возможностями, в первую очередь для незрячих.
Роль главного героя Саймона Мартина исполнил молодой артист, выпускник Пермской государственной академии искусств Александр Шадрин.
12+