Примерное время чтения: 8 минут
742

Остап Бендер и сокровища аристократии. Новая выставка в музее имени Врубеля

Выставка понравится омичам.
Выставка понравится омичам. / Анастасия Здорик / АиФ

21 декабря в Генерал-губернаторском дворце начала работу выставка «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии». Эта экспозиция стала подарком для всех омичей к 300-летнему юбилею города. Создатели выставки подчёркивают, что «12 стульев из дворца…» – это в первую очередь экспозиция для людей. Она создана для того, чтобы вдохновить и восхитить омичей. У всех предметов есть свои уникальные истории, и посетителям выставки их обязательно расскажут. Чья история вдохновила Льва Толстого на написание романа «Анна Каренина» и был ли в тронном кресле императрицы Александры Фёдоровны спрятан клад? Это и многое другое можно будет узнать, посетив выставку в Генерал-губернаторском дворце.

Картина как магнитик на холодильник

Открытие выставки «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии» стало подарком не только для омичей, но и для работников музея им. Врубеля. Именно 21 декабря 1924 года в Генерал-губернаторском дворце был открыта картинная галерея, которая позже переросла в Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Проект «12 стульев из дворца» в апреле 2016 года стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.

«Художественный музей – это пространство интеллектуальной игры. Он в определённом смысле богемен, – поясняет Иван Гольский, руководитель проекта «12 стульев из дворца, или В поисках сокровищ русской аристократии». – Выставки в нём делаются, прежде всего, для профессионалов, по букве академического прочтения.  Именно отсюда и возникает определённая граница между посетителем и произведением, хотя искусство изначально создавалось не для музеев. Музей – это порождение 20 века. Раньше искусство жило вместе со своими владельцами и наполняло их жизнь радостью. Часто произведения искусства покупались как сувенир из поездок, это определённый аналог сегодняшних магнитиков на холодильнике. На этой выставке мы хотели показать, для чего все эти работы создавались, поэтому постарались составить экспозицию так, чтобы она сама заговорила и воодушевила омичей».

На выставке представлены различные предметы.
На выставке представлены различные предметы. Фото: АиФ/ Анастасия Здорик

Кураторы выставки наполнили Генерал-губернаторский дворец предметами дворянских особняков: картины, мебель, вазы, сервизы и другие предметы. За счёт этого им удалось создать ощущение, что посетитель действительно находится во дворце.

Одной из «новинок» выставки стала восстановленная ваза-жардиньер середины XIX века.  Жардиньер – это эстетизированный садовый горшок, в него при помощи кашпо помещали живые цветы. Специалисты музея предполагают, что эту вазу семье княгини Долгоруковой, в замужестве Волконской, за особые заслуги подарила императорская семья. В начале XX века во время транспортировки ваза была разбита и больше 90 лет пролежала в фондах музея. К открытию выставки её восстановили реставраторы Михаил Кузнецов и Людмила Ведерникова.

Поиски аристократических сокровищ

Создатели выставки не только поражают и вдохновляют омичей, но и пытаются ответить на вопрос:  «Что такое музей изобразительных искусств?»  Помог им в этом роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» – всем известное сатирическое произведение, которое рассказывает  о формировании советских музеев путём конфискации крупнейших собраний искусства.  Сотрудники музея те же Бендеры, но наоборот: имея стул, они ищут информацию о нём и весь гарнитур в других собраниях. Когда музей только открылся, в результате перераспределения, в фондах оказалось множество работ с пометками «неизвестный мастер» или «неизвестная школа». 

Идея «Двенадцати стульев» реализована в музее, но только потому что роман Ильфа и Петрова рассказывает о поисках сокровищ, у музейщиков были и другие причины.  Первой из них стало наличие тронного кресла императрицы Александры Фёдоровны. Не каждый региональный музей может похвастать таким экспонатом. Кроме того, на кресло отчётливо виден г-образный надрез, который свидетельствует о поиске сокровищ под обивкой кресла. Также на выставке представлены две фарфоровые скульптуры, посвящённые героям романа Ильфа и Петрова. Их в подарок для музея изготовила американский скульптор-фарфорист Гала Соркина. 

Кульминацией идеи о двенадцати стульях стал гарнитур из дюжины стульев, представленный в центре пятого зала. Правда, двенадцать стульев, которые представлены на выставке, не являются частью одного гарнитура, все они изготовлены в разное время и в разных странах, зато, посмотрев на них, можно легко проследить, как менялась мода на предметы мебели. Собрал эту коллекцию личный Бендер музея им. Врубеля – Игорь Глазов.

Кроме того, во всех залах вместо штор используются баннеры с цитатами из романа «Двенадцать стульев», художественно оформил их омский художник Дамир Муратов. Он также создал и авторские сувениры с символикой романа Ильфа и Петрова.

В экспозицию включили редакие предметы.
В экспозицию включили редкие предметы. Фото: АиФ/ Анастасия Здорик

Шесть залов – шесть профессий

Выставка расположена в шести залах, пройдя их все можно не только насладиться аристократическими сокровищами, но и узнать больше о профессии музейного сотрудника.

Первый зал «Брак по расчету» преимущественно посвящен коллекции князей Юсуповых. Именно этот зал отвечает на вопрос «Что такое музей?», а его задача – рассказать о профессии музейного хранителя.

Второй зал «Контора пишет» представляет коллекцию живописи канцлера А. М. Горчакова. Здесь каждый посетитель может не только посмотреть картины и предметы интерьера, но и  изучить документы, отрывающие тайны распределения музейных сокровищ.  Таким образом, второй зал рассказывает о профессии научного сотрудника музея – историка и искусствоведа, который разыскивает «биографий» предметов и их владельцев.

Третий зал «Богатство, бьющее через край» знакомит не только с подлинными предметами искусства, но и с их подделками. Здесь поднимается вопрос о коммерческой оценке предмета искусства и даётся возможность ознакомиться с каталогами всемирно известных аукционных домов. Этот зал рассказывает о профессии музейного эксперта.

Четвертый зал «По долгу службы» продемонстрирует посетителям, какие стулья «вскрывали» музейные реставраторы, и что они там нашли. Здесь демонстрируются прошедшие комплексную реставрацию предметы мебельного гарнитура фирмы братьев Гамбс, ранее украшавшие интерьеры Мраморного дворца Санкт-Петербурга. Кроме того,  посетители смогут насладиться шпалерным ковром из картин. Все они из одной коллекции, поэтому есть основания думать, что именно в таком виде картины висели в одном из особняков или дворцов Санкт-Петербурга.

В пятом зале «Клубный стул» посетители узнают, какие экспонаты можно считать «бриллиантами» омской коллекции. Произведения, представленные в этом зале, объединены по принципу «самые-самые». Здесь и тронное кресло императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II, и своя коллекция из двенадцати стульев. Пятый зал наглядно показывает специфику профессии экскурсовода, ведь часто мы не догадываемся о ценности предмета, пока нам об этом не расскажут.

Помимо мебели, на выставке можно увидеть посуду, статуэтки и другие предметы.
Помимо мебели, на выставке можно увидеть посуду, статуэтки и другие предметы. Фото: АиФ/ Анастасия Здорик

Шестой зал «Союз меча и орала» посвящен Омску и периоду времени, когда наш город был провозглашён «третьей столицей». Экспонаты этого зала рассказывают об омских дореволюционных собраниях искусства, коллекционерах и их судьбах.

После Нового года каждый из четырёх кураторов выставки проведёт авторскую экскурсию. Анна Чернявская и Елена Реутова расскажут про живопись, Иван Гольский отдаст должное фарфоровым предметам экспозиции, а Игорь Глазов – интерьерной части выставки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах