Режиссёр Максим Диденко из московского Театра Наций поставил перед собой парадоксальную задачу – решить «Идиота» в эстетике «чёрной» клоунады. Для этого он создал особую сценическую атмосферу. В спектакле практически нет слов, однако это не мешает зрителю понять ключевые события романа и сформировать свое отношение к его героям. Режиссёр задействовал в своём спектакле всего четырёх исполнителей. Причём особый акцент Максим Диденко сделал на хрупком и беззащитном князе Мышкине, которого сыграла известная актриса Ингеборге Дапкунайте.
В сценической интерпретации романа Ф.М. Достоевского «Идиот» режиссёр сконцентрировался на любовном треугольнике «Мышкин – Настасья Филипповна – Рогожин». Его спектакль отражает самые парадоксальные и безвыходные ситуации, описанные в произведении. Сюжетная линия выстраивается так, что для зрителя стирается половая принадлежность персонажей. На первый план выходят их чувства, мировоззрение, восприятие жизни.
Для неподготовленного зрителя спектакль Максима Диденко может показаться нелогичным и слишком метафоричным. Однако если досконально ориентироваться в содержании оригинального произведения, то все события, воссозданные на сцене, тут же обретают смысл. Правда, они переносятся в особую плоскость клоунады. Но спектакль от этого вовсе не становится комичным. Взаимоотношения героев легко считываются зрителями с помощью интересных режиссерских приемов.
Отдельного внимания заслуживает образ князя Мышкина, которого играет знаменитая Ингеборга Дапкунайте. Это режиссёрское решение, конечно, не было случайным. Жалкого и хрупкого персонажа в «чёрной» клоунаде могла сыграть только женщина. Актриса изобразила Мышкина в виде худенького и беззащитного зверька, который по странным стечениям обстоятельств оказался в страшной стране.
Во многих современных трактовках классических произведений форма «убивает» содержание, но Максиму Диденко за счёт необычного формата спектакля, наоборот, удалось усилить и подчеркнуть ключевые моменты романа, погрузить зрителя в его философское содержание. Изначально смешные события в конечном итоге приводят к страшным последствиям, к личной беде клоуна, которая перерастает в общую трагедию.
В конце концов, режиссёр доводит до апогея мысль Ф.М. Достоевского о том, что люди, чистые душой и сердцем, тяжело справляются с трудностями жизни.