Стеклодув Максим Орлов как никто другой знает, насколько хрупкой может быть красота. Он рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», сколько выдохов тратится на ёлочную игрушку и почему стеклодувы похожи на бодибилдеров.
Только руками
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Максим, профессия стеклодува насчитывает многие сотни лет, но сейчас она считается вымирающей. Идёт ли молодёжь в стеклодувы?
Максим Орлов: Молодёжь охотно приходит на мастер-классы, но мало кто изъявляет желание заниматься стеклом профессионально. Этим нужно жить, ежедневно посвящать себя этому ремеслу. Увлечение требует большого вложения сил, времени и денег. Сырьё, то есть цветное стекло, приобретается на собственные средства… А современная молодёжь больше интересуется интернет-технологиями и банковским делом - это перспективнее и выгоднее, чем достижение мастерства в ремесле. Да и руками сейчас работать не хотят. Даже резьба по дереву более популярна, чем выдувание изделий из стекла.
Стекло - очень хрупкий материал, требующий крайне бережного обращения, а также терпения и усидчивости со стороны человека. Да и в профессии стеклодува мало что изменилось. Изготовление изделия - только вручную, с помощью трубки и собственных лёгких. Из современного оборудования на определённых этапах в помощь есть газовая горелка, печь и шлифовальный станок.
- Лёгкие страдают от жары?
- Конечно, страдают. Профессия вредная и опасная, так как часто бывают ожоги кожи и глаз, порезы, высокая температура, шумы. Особая опасность – это присадки, в частности мышьяк, испарения которого сказываются на здоровье. Следует обязательно соблюдать технику безопасности.
Моя работа скорее ювелирная, чем объёмная. Это для выдувания 20-литровых бутылей нужны тренированные лёгкие и огромная физическая сила, чтобы работать с большой стекольной массой.
Мои коллеги, работающие на печах, - мощные, с накачанными мышцами, внешне напоминают бодибилдеров. И неудивительно: стекло само по себе тяжёлое, трубка тоже, нагнетать воздух в неё нужно непрерывно. Для сравнения: за один выдох стеклодув способен надуть большой воздушный шар. Это годы тренировок. Умение приходит с опытом.
Я занимаюсь стеклодувным делом почти 20 лет, но потолка в профессии не достиг, постоянно нахожу что-то новое, самосовершенствуюсь. К примеру, для выполнения каких-то изделий сначала нужно сделать инструмент или отлить форму. На это зачастую уходит гораздо больше времени, чем на само изделие.
- Можно ли стеклодувному делу научиться по книгам?
- Сейчас только так и получается учиться. Мне в своё время мастер показал азы ремесла, остальному учился по книгам, обменивался опытом с коллегами. Только через пять лет работы стало получаться то, что мне нужно. Но за это время очень много стекла было испорчено. К примеру, чтобы выдуть простой, но качественный шар, нужно учиться три года. Зато сейчас шар получается за три минуты.
На изготовление сложной модели с кучей мелких деталей может уйти несколько недель - нужно не только выдуть элементы, но и проследить, чтобы они не были острыми и травмоопас ными, а потом собрать в единую композицию.
Стать творцом
- Сколько в России вас, мастеров-стеклодувов, осталось?
- Стекольщиков, кто обрабатывает листовое и оконное стекло, очень много, а мастеров-стеклодувов, кто может творить, чуть больше 10 человек на всю Россию. В Омске нас трое.
- Как вы пришли в профессию?
- С детства любил что-то делать руками: лепил из пластилина, строил авиамодели, занимался слесарным делом. Но отправной точкой послужил момент в жизни, когда я работал на мебельной фабрике.
Как-то меня спросили, могу ли я сделать макет дивана. Я сделал - получилось хорошо, да ещё и прибыльно. Как оказалось, сувениры пользуются спросом, поэтому следующей моей поделкой оказались «волшебные» шары, внутри которых находятся какие-то статичные композиции или фигурки с хлопьями конфетти, блёсток, «снега», и, когда шар тряхнёшь, возникает иллюзия снего пада. Вот такие сказочные, позитивные игрушки. Увидел такой шар в одном из зарубежных фильмов и загорелся сделать похожий. Для серийного производства нужны были стеклянные шары - пришлось заказывать у стеклодува.
Но мастера стекольного дела не вечны - они уходят на пенсию, поэтому однажды я остался без поставщика, сам пошёл в ученики к заводскому стеклодуву. Увлёкся так, что стеклодувное дело стало моей жизнью.
Ремесленник или художник
- У каждого уважающего себя мастера должны быть ученики…
- Они у меня есть - в Омске и во Владимире. По приглашению директора Владимирского стекольного завода (единственный оставшийся в России крупный стекольный завод. - Ред.) я несколько раз ездил обучать специалистов по изготовлению ёлочных игрушек. Сейчас мне приятно видеть, какую красоту там делают, но первое время пришлось помучиться. Чтобы сделать шар, сначала нужно изготовить «пульку», а это тоже целое искусство. В своё время ребята потратили неделю, чтобы научиться делать правильную заготовку.
Много лет подряд с коллегой Григорием Кирюшиным ездим на Байкал в деревню Тальцы, где принимаем участие в инсталляциях местного историко-этнографического музея. В Тальцах был когда-то создан первый в Сибири стекольный завод. Его затопило, когда была запущена иркутская ГЭС. В Тулуне сейчас делаются попытки возродить стекольное производство, но своих мастеров нет…
- Каков предел возможностей мастера-стеклодува? Есть вещи, которые вы создать не можете?
- Из стекла можно сделать практически всё, насколько хватит фантазии и опыта. Невозможно выдуть действующий двигатель внутреннего сгорания, хотя его модель - вполне. К примеру, среди моих работ есть макет бензовоза, локомотива, электроподстанции со всеми проводами и вышками, даже нефтезавода.
- Стеклодувы больше ремесленники или художники?
- Грань между ремесленником и художником в стеклодувном деле весьма зыбкая. Сначала нарабатывается опыт, который потом перерастает в нечто большее, и уже не замечаешь, как воплощаешь в стекле свои фантазии.
- С опытом у мастера появляется свой стиль. Ваши работы имеют отличия от работ других мастеров?
- Большие серьёзные работы всегда делаю на чёрном основании и закрываю стеклянным колпаком. Использую только два цвета: чёрный и белый (прозрачный), чтобы ничего не мешало восприятию. У коллег такого нет. Эксперты сразу могут определить мастера.
- Работы мастера-стеклодува стоят дорого - всё же это произведение искусства. Люди готовы платить за эксклюзив?
- Люди платят неохотно. Это беда не только стеклодувов, но и художников, скульпторов, дизайнеров - всех, кто связан с искусством. На Западе с этим проще… Меня давно зовут на Мальту, в Данию - мои работы там знают и ценят, но пока что-то останавливает от переезда.
- Есть изделия, которые можно назвать шедеврами, или это ещё впереди?
- Стремлюсь, чтобы каждая работа была лучше предыдущей. Шедевры это или нет, не знаю, но каждый заказ для меня - вызов моему мастерству. Есть особо удачные работы: например, макет одной из установок нефтезавода. Там и трубопровод, и здание, и линия электропередачи, эстакады, большой факел - получился макет площадью 1 кв. метр.
Была уникальная работа - трио цирковых гимнастов. Удалось соблюсти пропорции фигурок - вышло очень красиво. Ещё одна интересная работа - хрустальный дом с белочкой - была сделана совместно с Юрием Чеглаковым и Анатолием Коненко. Дом стал призом на одном из региональных конкурсов архитектуры и дизайна. Вообще, есть мечта сделать стеклянную модель омского Успенского собора. Уже готовы некоторые детали, но до полного завершения ещё далеко.
- Семью обеспечили посудой и предметами интерьера собственного изготовления или дешевле пойти и купить?
- У родственников, друзей и знакомых есть мои работы, дома - нет. Сапожник оказался без сапог.