Примерное время чтения: 12 минут
368

«Мы создали театр мечты». Омский ЦСД отметил два года

Молодому омскому театру исполнилось два года. На его создание ребят вдохновил выдающийся педагог Николай Коляда. Сейчас у коллектива свой путь, особая связь со зрителем. «Однажды ЦСД станет таким популярным театром, что билеты на их спектакли будут раскупаться со скоростью звука», - пишет поклонница в соцсетях. А мы и не сомневаемся, что так и будет!

ава

В детстве Светлана мечтала стать писательницей. Фото: Из личного архива

Директор и худрук ЦСД Светлана Баженова в перерыве между репетициями встретилась с корреспондентом «АиФ в Омске» и рассказала, как живёт театр сегодня. За сколько дней пишется пьеса, почему в театр ходят люди-одиночки, зачем ребятам копилка «До Коляды» - об этом и не только в нашем материале.  

На сцене и за кулисами

Юлия Миленина, АиФ в Омске: Светлана, вы всегда мечтали о своём театре?

Светлана Баженова: Никогда не задумывалась об этом. У нас уже была сформированная команда в другом театре. Потом я уехала в Екатеринбург, там училась у актёра и драматурга Николая Коляды. В его ЦСД мы пробовали делать эксперименты на сцене, там был очень здоровый театральный дух! Вернувшись в Омск, осознала, что без атмосферы того театра моя жизнь будет неполноценной. Решили создать свой ЦСД. Это была не только моя идея. Всё сложилось спонтанно, как будто все этого захотели. А в детстве были другие мечты. Мама когда-то отвела меня в Лицейский театр, но я не особо болела желанием стать актрисой. Всегда нравилось писать. Думала, что буду писательницей.

- ЦСД возник по подобию екатеринбургского театра. А сейчас у него свой путь?

- Даже, скорее, по подобию Коляда-театра. Сейчас, конечно, у нас свои формы и методы работы. Но нас объединяет уральская современная драматургия, общее отношение к постановкам, к зрителю.

- Когда ЦСД только начинал работать, артисты подстраховывались и устраивались в другие театры. Сегодня команда сложилась?

- Сейчас есть костяк из восьми человек. Десять спектаклей мы можем играть этим составом. Но мы и сами заинтересованы в том, чтобы приобретать актёров из других театров. У нас мультитеатральная площадка сложилась, поэтому и постановки все очень разные. Все друг у друга учатся, каждый приносит что-то своё.

- Сложно собрать всех на репетицию?

- Нелегко, но мы же работаем с профессионалами, которые могут делать быстро и качественно. Всегда получается, как в фильмах: свой подвиг совершаешь в последний момент. Бывает, вообще всё меняешь в день перед спектаклем. Такой вот программный сбой.

Худрук ЦСД не только пишет пьесы, но и участвует в постановках.
Худрук ЦСД не только пишет пьесы, но и участвует в постановках. Фото: Из личного архива

- Кто ваш зритель?

- В последнее время приходит много молодых людей, людей-одиночек. Наверное, они идут сюда даже не за материалом, а именно за атмосферой. Мы тесно со всеми общаемся. У нас спектакли все очень разные, одному человеку, как правило, весь репертуар не нравится. В один день мы можем читать инсценировку Коляды по «Детству» Горького и пьесу Булата Минкина, которая наполовину написана бранными словами. Понятно, что кто-то любит попа, а кто-то попадью. Но есть зритель, который идёт за экспериментом. Он знает, что ему может не понравиться, но ходит из раза в раз. Таких людей около двухсот, мы всех знаем по именам. Конечно, есть эгоистичный момент, когда ты занимаешься такого рода театром. Иногда понимаешь, что это публичная терапия. Особенно когда ты сам пишешь текст, сам ставишь спектакль, проговариваешь свою боль. Однако кому-то это тоже необходимо – прийти, услышать со сцены, пережить это всё здесь и сейчас за полтора-два часа и оставить. Либо можно сделать какие-то выводы и что-то поменять. Я верю, что театр – мощный инструмент.

Новый взгляд на театр

- Одну из постановок «Бог ездит на велосипеде» вы с режиссёром Сергеем Захаркиным сочинили на кухне. В такой обстановке работается лучше?

- На самом деле, я всегда делаю спектакли на площадке вместе с актёрами. Честно, это был не самый позитивный опыт, потому что актёры, которые не проделали этот путь, вообще не понимали, какого чёрта здесь происходит. До сих пор у них в понимании остались какие-то лакуны. Это чувствуется.

Иногда театр - это публичная терапия.
Иногда театр - это публичная терапия. Фото: Из личного архива

- Этим летом вы уезжали в деревенский дом, чтобы писать пьесы. Планируете ли продолжить такие выезды?

- Мы вообще мечтаем сделать писательскую дачу, пространство для работы драматургов и художников. В деревне действительно здорово пишется, потому что там тишина, практически не работает связь. Все пьесы, на самом деле, создаются за один-два дня. Надо просто сесть и написать.

- У вас в ЦСД есть интересные форматы Drama Battle и Пицца-театр. Кому они придутся по вкусу?

- Drama Battle нравится практически всем. Актёры из разных театров соревнуются в импровизации, никто не знает, чем это закончится. Зрители сами голосуют за лучшую команду. А Пицца-театр – это другое. У Николая Коляды есть «Суп-театр», когда он сам готовит суп, рассказывает байки, а потом ставит детскую сказку во взрослом варианте. Мы же угощаем пиццей, читаем пьесы, рассказываем истории, общаемся со зрителем в перерывах. Под веселье, под шумок, гнём свою линию. Мы создали театр мечты. Это опыт, которым нужно делиться.

- У вас в репертуаре есть современные детские спектакли. Чем они отличаются от постановок ТЮЗов и других театров?

- Детский спектакль в ЦСД – всегда абсолютно эксклюзивный продукт. Даже если мы берём название «Алладин», история пишется конкретно под актёра, появляются новые смыслы. Даже взрослый человек на спектакле открывает для себя что-то новое. На выходе из театра родители не будут назидательно спрашивать у ребёнка: «Что ты понял?». Они станут вместе обсуждать, почему произошло так или иначе. У нас все детские спектакли заканчиваются happy-end’ом. Разве что «Гадкий котёнок» достаточно аскетичный. Но и там дети получают уникальный опыт. Они сидят прямо на сцене в саду у бабушки. Получается такая 3D история, дети наблюдают её изнутри. А наша «Русалочка» славится тем, что в спектакле нет злых персонажей. Даже у мерзкая колдунья в какой-то момент начинает всем помогать. Для интриги и конфликта не обязательно нужен антагонист или злой персонаж. Любого героя всегда можно понять.

- То есть учите детей понимать первопричины поступков?

- Наверное, да. Я как драматург обязана оправдать любого героя. Это же какие-то позитивные смыслы, которые мы транслируем. Хотя «Чиполлино» у меня с грустным концом. Некоторые зрители писали мне: «Света, ну что же так печально?». Простите, не смогла соврать. Такое тоже бывает.

- Недавно вы получили гранты на ряд проектов, расскажите об этом.

- ЦСД выиграл грант на постановку «Бесов». Уже начали работу, премьера состоится в октябре-ноябре этого года. На форуме «РИТМ» мы также получили грант на проект «Стоакровый лес», будем работать с детьми из неблагополучных семей. На самом деле, мне не нравится эта формулировка, надо будет придумать другую. Мы хотим, чтобы ребята сами создали лес из ветошей и гофрокартона. Они будут выбирать дома для персонажей, станут контент-мейкерами. У нас обычно с такими детьми общаются так: «Вот вам вещи!», «вот вам бесплатные спектакли!». Но всю жизнь за тобой никто не будет носиться. Ты сам должен создавать свою прекрасную реальность. Мы проведём для детей серию мастер-классов по дизайн-мышлению, моделированию и общению. В проекте примут участие 40 школьников разного возраста.

Ещё мы выиграли грант на мюзикл «Буря». Понятно, что там должно быть всё шикарно. Будут уникальные костюмы и песни.   

Добраться до Коляды

- Но проблемы с финансированием, несмотря на грантовую помощь, всё-таки у театра существуют?

- Гранты все строго регламентированы, это всё подотчетно, не включает зарплату артистам. Если бы этих денег не было, мы бы всё равно делали спектакли. Конечно, у нас всегда проблемы с финансированием. Но это бесценный опыт, когда ты из ничего делаешь что-то. Мы сотрудничаем с художниками Димой Вирже и Никитой Поздняковым, которые понимают, что у нас есть сложности, но всё равно изворачиваются, придумывают что-то интересное. Мне кажется, отсутствие денег иногда помогает в концептуальных решениях. Это всегда вызов.

Этим летом Светлана снялась в кино.
Этим летом Светлана снялась в кино. Фото: Из личного архива

Досье
Светлана БАЖЕНОВА Родилась в Омске в 1990 году. Окончила ОмГУ им. Ф.М. Достоевского по специальности «Актёрское искусство» и Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Литературное творчество». Работала актрисой в ТОП-театре, режиссёром ЦСД в Екатеринбурге. Сейчас является директором и худруком омского ЦСД.
- В ноябре вы собираетесь на фестиваль «Коляда-Plays». Правда ли что у вас есть копилка «До Коляды»?

- Да, мы копим. Всё, что мы зарабатываем на спектаклях, уходит на налоги, аренду помещения и зарплату артистам. На билеты, я надеюсь, мы где-то соберём и выцарапаем. У нас есть несколько спектаклей, сбор от которых полностью в копилку пойдёт. Мы сейчас ещё запустили серию мастер-классов для всех желающих. Люди могут прийти совершенно бесплатно или же, если пожелают, за небольшую сумму. А «Коляда-Plays» - это потрясающий международный фестиваль, куда привозят спектакли по пьесам Коляды и его учеников. Мы второй раз в топе, везём четыре спектакля «Русалочка», «Бог ездит на велосипеде», «Алладин» и «Обещание на рассвете».

- Недавно вы снимались в кино. Поделитесь впечатлениями!

- Я снималась в фильме Рината Ташимова «Латифа». Ринат – омич, очень самобытный татарский драматург, его ставят во многих театрах, даже в заграничных. Мы с ним вместе учились у Коляды, работали у Гончарука, потом в Топ-Театре. Он меня пригласил сниматься в этом фильме. Ринат собрал киносценарий из трёх своих разных пьес. Я исполнила одну из главных ролей. Это было незабываемое, счастливое лето! Я сделала всё, чего никогда не делала в своей жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах