Примерное время чтения: 9 минут
327

Музей на улице Музейной. Где увидеть черепа «инопланетян» и старинные парты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Омске № 11 15/03/2023 Сюжет Спасибо тебе, настоящий наставник!
Здание построено специально для музея Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического общества (первого музея в Омске) по проекту архитектора И. Хворинова.
Здание построено специально для музея Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического общества (первого музея в Омске) по проекту архитектора И. Хворинова. Омский музей просвещения

История Омского музея просвещения началась четверть века назад, но создавалась коллекция из выставочных фондов Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области, что действовало на рубеже ХIХ и ХХ веков, а также научно-педагогического музея, работавшего в структуре губернского отдела народного образования в 1920-х годах.

Потом его функционирование было приостановлено до конца 1970-х, а при Доме учителя была развёрнута экспозиция. Но всем хотелось, чтобы это было полноценное учреждение, которое не только представляло бы коллекцию предметов, но и занималось просветительской деятельностью.

Руководитель музея просвещения Игорь Скандаков у своей находки - удлинённый череп был найден во время раскопок в Усть-Таре.
Руководитель музея просвещения Игорь Скандаков у своей находки - удлинённый череп был найден во время раскопок в Усть-Таре. Фото: АиФ

О том, с чего всё начиналось, зачем нужны музеи и почему в них надо ходить, нашему корреспонденту рассказал руководитель Омского музея просвещения, человек, стоявший у истоков его образования, Игорь Скандаков.

Последний из государственных

Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Игорь Евгеньевич, за 25 лет из скромного по площадям учреждения музей дорос до музейно-выставочного комплекса, который расположен на трёх площадках и совмещает несколько направлений. Расскажите, как он соз­давался?

Игорь Скандаков: В 1995 году, когда председателем комитета по образованию администрации Омской области был Иван Меха (человек легендарный, воспитавший не одно поколение педагогов нашего региона), учительская общественность активизировалась и обратилась к нему с просьбой создать музей.

Он предложил мне этим заняться: при институте повышения квалификации учителей была открыта должность, которую я разделил с сотрудником краеведческого музея Галиной Епериной. Она занималась хранением и изучением музейных источников, атрибуцией, систематизацией фондов, так что знала, с чего начинать. Мы с ней завели инвентарную книгу и сделали первые записи.

Школьные парты - обязательный атрибут любого учебного заведения. Вот такими они были 40 лет назад.
Школьные парты - обязательный атрибут любого учебного заведения. Вот такими они были 40 лет назад. Фото: АиФ

В 1998 году был зарегистрирован Омский музей истории народного образования как государственный музей. Кстати, это был последний указ губернатора Омской области о создании государственного учреждения с нуля. До этого уже открылся Либеров-центр и музей Кондратия Белова. Уникальность ситуации была ещё и в том, что учредителем его выступило ведомство, относящееся к сфере образования, а не культуры.

- Где было первое помещение музея?

- Нам нашли помещение на Чкалова, 25, сейчас это многофункциональный центр. Но в 2005 году мы вынуждены были уехать оттуда, потому что здание требовало ремонта. Нам дали площади на ул. Лобкова, на Декабристов, 121,  в бывшей учительской семинарии - это исторический памятник. Ещё одно помещение арендовали на ул. Фрунзе, в ДК «Светоч» был склад, экс­понаты хранились и в профтехучилище № 58.

Доска, по которой пишут мелом, скоро станет музейным экспонатом.
Доска, по которой пишут мелом, скоро станет музейным экспонатом. Фото: АиФ

- Как богато по площадям, но нет дома…

- В 2015 году нам наконец-то удалось обрести свой дом по адресу: ул. Музейная, 3. Это здание построено в 1897 году и было предназначено для музея Западно-Сибирского географического общества.

Парта и череп «инопланетянина»

- Музей - это особое состояние человеческой души, духовная потребность человека общаться с прошлым… Но это и учреждение…

- Музеи открывают, когда есть концепция. История образования - это прежде всего предметы, учебники, учитель, грамоты. Но что будет интерес­но посетителю? Мы ведь и в школе всё это видим.

Однако любая музейная коллекция может рассказать и об истории страны. Казалось бы, букварь, первый школьный учебник. На первой страничке было: «Мама мыла раму», после революции появляется «Кулак - враг» и «Да здравствуют Советы!». То есть были идеологические установки.

Форма, фартук, белый бант. Портрет типичной советской школьницы.
Форма, фартук, белый бант. Портрет типичной советской школьницы. Фото: АиФ

В советское время папа в букваре - рабочий, мама - инженер. В 1960-е годы появляется страничка с Гагариным, потом она исчезает. Сейчас вновь появилась - наши достижения  нам опять стали важны. То есть система образования живёт и дышит жизнью страны, и надо это показать.

У нас родилась идея, как представить предметы на выставке. Мы воссоздали учебный класс. Над нами смеялись коллеги, когда мы гонялись за партами с откидными крышками: школы их списывали, разрубали топорами.

Сейчас любой музей считает за честь заполучить такой экс­понат - это же история. Наша парта из деревни Бешметовки Тарского района в 2005 году была представлена на Всероссийской межмузейной выставке «Победа великого народа» в Центральном музее Великой Отечественной войны.

Музей проводит мастер-классы и учит писать перьевыми ручками.
Музей проводит мастер-классы и учит писать перьевыми ручками. Фото: АиФ

Мы представляли историю образования в эти годы. Тогда впервые обратились к теме тыла. Учебники, тетради, наглядные пособия, детские журналы и книги, выпущенные в годы войны. Деревянный портфель, который отец смастерил для своего для ребёнка из фанеры, уходя на фронт.

- В Омске был придуман и первый персональный компьютер.

- Да, в 1960-х Арсений Горохов придумал «программирующий прибор», который назвал «интеллектором», по сути это и был первый в мире персональный компьютер.

- Игорь Евгеньевич, не могу соединить палеонтологическую коллекцию, она у вас богатая, с просвещением…

- Так с этого начинается история нашей планеты - а это составляющая часть образования. Благодаря палеонтологии мы знаем, кто жил на нашей территории в прошлые геологические периоды, учёные изучают историю Земли по вещественным источникам.

Поразительно то, что вытянутые черепа встречаются по всей планете.
Поразительно то, что вытянутые черепа встречаются по всей планете. Фото: АиФ

- Самый странный и даже фантастический экспонат - удлинённый череп. Уже разгадана его тайна?

- Скелеты женщин с деформированными черепами были найдены на раскопках древних курганов около д. Усть-Тара. Они находились в могилах V века. Чтобы такой череп получить, младенцам бинтовали голову по-особенному - через лоб и затылок.

Вряд ли у тех, кто населял в то время Сибирь, это было в традиции. Скорее всего, гунны, которые побывали и на нашей территории, научили так делать здешние племена. Это было знаком принадлежности к власти.

Третий в регионе

- Что собой представляет сейчас музей просвещения?

- Мы приросли площадями. Сейчас мы называемся «Музейно-выставочный комплекс «Моя история». В 2017 году он  существенно расширился и появились новые подразделения: Туристский информационный центр, Исторический парк «Россия – моя история», выставочный зал в Воскресенском соборе…Таким образом, к настоящему времени мы стали крупным музейным объединением в Омской области.

- Опять богато! Что планируете представить в музее на день рождения?

- Откроем выставку «Избранное. Коллекции. К 25-летию Омского музея просвещения», где и представим всё лучшее, что накопил музей за эти годы.

ДОСЬЕ:
Игорь СКАНДАКОВ. Родился в селе Камышино-Курское Муромцевского р-на Омской обл. Историк, археолог. В 1985 г. окончил исторический факультет ОмГУ, преподавал в школе, работал в лаборатории археологических исследований ОмГПУ. Открыл археологический микрорайон у деревни Усть-Тара Тарского района. Руководил инженерно-археологическим обследованием остатков Успенского кафедрального собора (2005 - 2006), где обнаружил могилу с захоронением святителя Сильвестра, архиепископа Омского. Выполнял археологическое обследование дома, где расположен Литературный музей им. Ф. М. Достоевского. Участвовал в создании музея по истории образования. В январе 1998 г. назначен директором Омского музея истории народного образования (с 2007 г. – Омский музей просвещения). С 2019 года – первый заместитель директора БУК «Музейно-выставочный комплекс «Моя история».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах