История Омского музея просвещения началась четверть века назад, но создавалась коллекция из выставочных фондов Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области, что действовало на рубеже ХIХ и ХХ веков, а также научно-педагогического музея, работавшего в структуре губернского отдела народного образования в 1920-х годах.
Потом его функционирование было приостановлено до конца 1970-х, а при Доме учителя была развёрнута экспозиция. Но всем хотелось, чтобы это было полноценное учреждение, которое не только представляло бы коллекцию предметов, но и занималось просветительской деятельностью.
О том, с чего всё начиналось, зачем нужны музеи и почему в них надо ходить, нашему корреспонденту рассказал руководитель Омского музея просвещения, человек, стоявший у истоков его образования, Игорь Скандаков.
Последний из государственных
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Игорь Евгеньевич, за 25 лет из скромного по площадям учреждения музей дорос до музейно-выставочного комплекса, который расположен на трёх площадках и совмещает несколько направлений. Расскажите, как он создавался?
Игорь Скандаков: В 1995 году, когда председателем комитета по образованию администрации Омской области был Иван Меха (человек легендарный, воспитавший не одно поколение педагогов нашего региона), учительская общественность активизировалась и обратилась к нему с просьбой создать музей.
Он предложил мне этим заняться: при институте повышения квалификации учителей была открыта должность, которую я разделил с сотрудником краеведческого музея Галиной Епериной. Она занималась хранением и изучением музейных источников, атрибуцией, систематизацией фондов, так что знала, с чего начинать. Мы с ней завели инвентарную книгу и сделали первые записи.
В 1998 году был зарегистрирован Омский музей истории народного образования как государственный музей. Кстати, это был последний указ губернатора Омской области о создании государственного учреждения с нуля. До этого уже открылся Либеров-центр и музей Кондратия Белова. Уникальность ситуации была ещё и в том, что учредителем его выступило ведомство, относящееся к сфере образования, а не культуры.
- Где было первое помещение музея?
- Нам нашли помещение на Чкалова, 25, сейчас это многофункциональный центр. Но в 2005 году мы вынуждены были уехать оттуда, потому что здание требовало ремонта. Нам дали площади на ул. Лобкова, на Декабристов, 121, в бывшей учительской семинарии - это исторический памятник. Ещё одно помещение арендовали на ул. Фрунзе, в ДК «Светоч» был склад, экспонаты хранились и в профтехучилище № 58.
- Как богато по площадям, но нет дома…
- В 2015 году нам наконец-то удалось обрести свой дом по адресу: ул. Музейная, 3. Это здание построено в 1897 году и было предназначено для музея Западно-Сибирского географического общества.
Парта и череп «инопланетянина»
- Музей - это особое состояние человеческой души, духовная потребность человека общаться с прошлым… Но это и учреждение…
- Музеи открывают, когда есть концепция. История образования - это прежде всего предметы, учебники, учитель, грамоты. Но что будет интересно посетителю? Мы ведь и в школе всё это видим.
Однако любая музейная коллекция может рассказать и об истории страны. Казалось бы, букварь, первый школьный учебник. На первой страничке было: «Мама мыла раму», после революции появляется «Кулак - враг» и «Да здравствуют Советы!». То есть были идеологические установки.
В советское время папа в букваре - рабочий, мама - инженер. В 1960-е годы появляется страничка с Гагариным, потом она исчезает. Сейчас вновь появилась - наши достижения нам опять стали важны. То есть система образования живёт и дышит жизнью страны, и надо это показать.
У нас родилась идея, как представить предметы на выставке. Мы воссоздали учебный класс. Над нами смеялись коллеги, когда мы гонялись за партами с откидными крышками: школы их списывали, разрубали топорами.
Сейчас любой музей считает за честь заполучить такой экспонат - это же история. Наша парта из деревни Бешметовки Тарского района в 2005 году была представлена на Всероссийской межмузейной выставке «Победа великого народа» в Центральном музее Великой Отечественной войны.
Мы представляли историю образования в эти годы. Тогда впервые обратились к теме тыла. Учебники, тетради, наглядные пособия, детские журналы и книги, выпущенные в годы войны. Деревянный портфель, который отец смастерил для своего для ребёнка из фанеры, уходя на фронт.
- В Омске был придуман и первый персональный компьютер.
- Да, в 1960-х Арсений Горохов придумал «программирующий прибор», который назвал «интеллектором», по сути это и был первый в мире персональный компьютер.
- Игорь Евгеньевич, не могу соединить палеонтологическую коллекцию, она у вас богатая, с просвещением…
- Так с этого начинается история нашей планеты - а это составляющая часть образования. Благодаря палеонтологии мы знаем, кто жил на нашей территории в прошлые геологические периоды, учёные изучают историю Земли по вещественным источникам.
- Самый странный и даже фантастический экспонат - удлинённый череп. Уже разгадана его тайна?
- Скелеты женщин с деформированными черепами были найдены на раскопках древних курганов около д. Усть-Тара. Они находились в могилах V века. Чтобы такой череп получить, младенцам бинтовали голову по-особенному - через лоб и затылок.
Вряд ли у тех, кто населял в то время Сибирь, это было в традиции. Скорее всего, гунны, которые побывали и на нашей территории, научили так делать здешние племена. Это было знаком принадлежности к власти.
Третий в регионе
- Что собой представляет сейчас музей просвещения?
- Мы приросли площадями. Сейчас мы называемся «Музейно-выставочный комплекс «Моя история». В 2017 году он существенно расширился и появились новые подразделения: Туристский информационный центр, Исторический парк «Россия – моя история», выставочный зал в Воскресенском соборе…Таким образом, к настоящему времени мы стали крупным музейным объединением в Омской области.
- Опять богато! Что планируете представить в музее на день рождения?
- Откроем выставку «Избранное. Коллекции. К 25-летию Омского музея просвещения», где и представим всё лучшее, что накопил музей за эти годы.