Режиссёр Алексей Осипов и актёр драматического театра «Галёрка» Сергей Кривцов представили свою интерпретацию романа Джерома Сэлинждера «Над пропастью во ржи» на II Всероссийском фестивале моноспектаклей «ЧАТ» («Честное Актёрское Творчество»)
Кто читал эту книжку американского писателя, тот знаком с Холденом Колфилдом. 16-летним пареньком, которого после предрождественской истории отправили «отдыхать и лечиться».
Нервный подросток
Алексей Осипов решил взять историю Холдена с того момента, как его выгоняют из закрытой школы. На экзамене тот провалил четыре из пяти предметов, и, конечно же, должен уехать. С этого момента начинается его путешествие, которое воспринимается как поиски своего места в мире. Кажется, что перед нами классическое «роуд-муви». В путь тот берёт чемодан, курточку и красную охотничью шапочку.
Носит он её козырьком назад, на манер бейсболки, от того выглядит по-дурацки. Но ему плевать на мнение других, он, как всякий нервный пубертат, считает себя особенным.
В спектакле речь идет о мучительном переходе из мира юности во взрослый мир. О том, как трудна происходящая при этом смена ценностей, какие она влечёт за собой травмы и потери, какое отчаянное, хотя и безнадёжное сопротивление вызывает сама неизбежность такого шага. Сделать это Холдену Колфилду очень непросто, когда, в понятной для его возраста максималистской манере, он испытывает отвращение ко всему вокруг.
Он считает себя одиночкой в бездуховном мире, полным лжи и лицемерия – а это позиция всякого подростка. Сэлинджер умудряется усугубить положение своего героя, то и дело бедный юноша оказывается в нелепых, но больше в оскорбительных для него положениях. Вспомнить хотя бы историю с проституткой.
Он прочитал книг чуть больше, чем его сверстники, а потому слегка высокомерен – он знает больше. И презирает тех, кто не читает. И его вечный вопрос – «Когда пруд замерзает, куда деваются утки?» из разряда умничаний. Ведь Холден не может не знать, что птицы зимой улетают в тёплые края. Ему самому надо куда-то улетать, а он понятия не имеет – куда.
Мир Холдена, как всякого книжного человека, идеалистичен, а потому он не любит конфликтовать – зачем? Он убеждён, что люди способны договориться, о чем угодно, как только придут к согласию относительно целей. Герой, которого играет Сергей Кривцов, и не бунтует, не протестует и не отвергает, он лишь стремится не участвовать в той человеческой комедии или трагедии, которая развертывается вокруг. И Холден, опять же, начитавшись книг, вполне себе романтичен по отношению к понравившейся ему барышне Джейн Галлахер. Хотя способен говорить о ней грубо.
Ловец у пропасти
В жизни у него была одна трагедия – умер брат Алли. Но есть и радость – маленькая сестра Фиби. Он с нежностью говорит о ней, и понимает, что он вовсе не одинок. И как старшему брату, ему хочется уберечь её от этих мучительных переживаниях, которые случаются у всякого человека в том самом, переходном возрасте .
«Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».
Наверняка этот спектакль появится в афишах репертуарных театров. И его можно рекомендовать возрастной группе 12+. Родителям подростков его тоже следует посмотреть, может и не для того, чтобы понять своих детей, а для воспоминаний. И вы были такими же, как Холден Колфилд. Кажется, режиссёр это учёл. Жанр спектакля он назвал, как психотерапия.