В Омске с бесплатным концертом выступила группа «Экспедиция Восход». Они путешествуют по всему миру на двух советских «Волгах», записывая оригинальную музыку, рождённую из пережитого опыта.
К нам они тоже приехали на машинах, привезя с собой всю аппаратуру, всю команду и всю накопленную в путешествиях энергетику.
Музыка в дороге
В музыкальной группе четыре человека: солист-басист, два гитариста и барабанщик. Но на самом деле за проектом стоит множество людей, у каждого из которых своя зона ответственности. Группа снимает собственные фильмы, пишет музыку прямо в дороге, при этом передвигаясь на «Волгах» и «буханке». Конечно, в таких условиях не обойтись без художника, оператора, ответственных за техническую часть и ещё множества людей, которые помогают делать что-то уникальное.
Большая команда работает над созданием качественного продукта, который хочется слушать, смотреть и просто наблюдать за ним со стороны.
Корреспондент «АиФ в Омске» поговорил с солистом «Экспедиции Восход» Ильёй Михальченковым о том, как начались их путешествия, что они хотят сказать своей музыкой и почему группа приехала в Омск.
Дарья Матысяк, omsk.aif.ru: Как бы вы описали вашу группу?
Илья Михальченков: Нас в команде 16 человек - это настоящий медиапроект. Начинали в 2016 году, когда состоялась первая экспедиция до Бали. Тогда мы сыграли 40 концертов по дороге, пока ехали на «Волгах» через Евразию. Тогда мы ещё не совсем осознавали, что происходит. Но со временем стало понятно, что мы честные бременские или новые бременские музыканты. Вот так это закрепилось.
Любой современный артист - больше чем артист. Сейчас у нас даже скорее съёмочные проекты, нежели музыкальные. Конечно, музыка всегда нас наполняет, мы записываем альбомы по дороге, у нас к «Волгам» добавилась «буханка» со студией записи внутри. Но даже сейчас во время нынешней экспедиции «Этнохроники» мы снимаем большой, шестисерийный документальный фильм - это главная цель.
Попасть на Бали
- Как вы решили отравиться в первую экспедицию?
- Если прозаично, нужно было обязательно на Бали попасть. Там в предыдущей жизни произошла смерть лирического героя нашей музыки и Феникс, естественно, должен был восстать из пепла.
Этот путь был символичным, и поэтому попасть туда обычным образом было бы не так весело. Так и появилась идея поехать на машине. Оказалось, что раньше никто так не делал. И плюс в какой-то момент стало понятно, что музыкант в 2000-е, который собирается играть на гитарах, - это как бы провал года, это никому не нужно. А вот проект, который делает что-то яркое, необычное в таком формате, имеет право на существование.
У нас было всего 40 тыс. руб. на четверых, но мы всё равно поехали. Зарабатывали на концертах по дороге, сразу тратили деньги. В итоге удалось вернуться с теми же деньгами в кармане.
- То есть это был настоящий путь героя?
- Да, конечно. Это некие испытания, после которых была достигнута точка бифуркации (бифуркация - качественная перестройка или метаморфоза. - Ред.). Внутренняя цель была достигнута, но оказалось, как и всегда в пути, что он сам более важен, чем финальный итог.
Поэтому путешествия продолжились, на них подсаживаешься, как на наркотик.
- Расскажите, в чём смысл вашей нынешней экспедиции?
- Мы собираем этнический материал, пишем в коллаборации со всеми музыкантами, которые знают традиционную аутентичную музыку.
В нашей стране множество народностей, я вот думал всегда, что русский звук - это что-то одно, а оказалось, что в зависимости от исторического периода он разный.
Наш фильм посвящён музыке из разных уголков страны. Первая серия выйдет уже в середине августа. Она о Русском Севере, Поморском крае. Эта часть страны особенная, потому что местные народы были связаны в основном с рыбным промыслом. У них совершенно свой вид звука и законсервированы северные традиции. Мы ездили в этнические поморские деревни, встретились с этнографами, которые занимаются профессиональным изучением местной культуры. Сделали коллаборации - в альбоме появятся звуки волынки, скрипки, гармошки, гудка.
Параллельно мы ещё в Петербурге, на Ладоге, строим деревянную 12-метровую лодку, пойдем на вёслах через Атлантический океан в декабре 2024 года. И вот в этой трансатлантической экспедиции мы будем записывать музыку прямо в лодке.
- Как вообще рождается мелодия в дороге? Что вдохновляет в пути на музыку?
- Сам путь и вдохновляет, потому что он расширяет опыт. Путь - это люди, как правило, необычные.
Альбом «Трансатлантика. Часть 1» вышел год назад. Собственно, он был весь так драматургически сложен, что лирический герой, который внутри него существовал, от песни к песне приходил к решению переплыть Атлантику. Вторая часть его по замыслу должна быть записана непосредственно в лодке, чтобы герой остался один на один с реальностью, с собой, и уже понял, чего желает. Это та ситуация, когда пишешь, чтобы закончить историю, вживаешься в роль.
Так что вся музыка «Экспедиции Восход» имеет под собой реальные события, которые внутри человека происходят в пути.
Водная тематика
- Послушав вашу музыку, понимаешь, что водная тематика в ней занимает очень много места. Вот была «Трансатлантика», будущая экспедиция на лодке в море, альбом «Морякам». Что значит для вас водное пространство?
- Вода - это Венера, а Венера - искусство. Вода всегда вдохновляет.
- Сейчас у вас этнотур, в котором вы собираете национальную музыку. А как в Омск попали в этом случае? У нас нет исторически сложившейся народности, которая здесь проживает.
- Из Омска родом прекрасная группа Property of Mongolia, невероятно талантливая. У них есть песня «Берег Иртыша», и мне нужно было обязательно попасть на Иртыш.
И даже если в регионе однородный этнос, у него тоже есть отличительные от любой другой области страны особенности, в том числе в разговорах, диалектах и др.
Я думаю, что среда, в которой мы существуем, сильно влияет на культуру и на то, какие в нас качества передаются от поколения к поколению. Плюс сибирская музыкальная сцена очень оторвана от сцены Центральной России. Мы любим изучать и находить что-то новое для себя, в этом суть путешествий.
- Мы живём в эпоху метамодернизма, когда вообще сложно как-то жанрово характеризовать группу. Но всё-таки, как бы вы охарактеризовали музыку, которую пишете?
- Если в музыкальные дебри вдаваться, то ядро - это такое midwest emo 90-х, американская музыкальная волна. А ещё примесь каких-то других жанров: и пост-хардкор, и пост-панк.
Опять же я согласен, что в современной метамодерн-реальности понятия жанра нет. Но есть внутренний посыл, и у нас он, наверное, такой: музыка «Экспедиции Восход» - это идеальный дорожный саундтрек.