В генерал-губернаторском корпусе музея им. М. А. Врубеля работает выставка «Моё наследство Дулёвский фарфор».
Выставка посвящена 75-летию со дня рождения Людмилы Романовны Ведерниковой (1948-2022), 50 лет хранившей и целенаправленно комплектовавшей фонд керамики и стекла, дружившей со многими художниками.
В состав экспозиции вошли сувениры, малая пластика, предметы сервировки чайного стола. Их объединяет завод-изготовитель, отметивший в прошлом году 190-летие. В его стенах работали Аста Бржезицкая и Галина Соркина - величайшие мастера фарфоровой скульптуры. По их моделям создана коллекция скульптур-талисманов восточного календаря, их впервые покажут омичам.
Дар ученика
Дулёвский фарфоровый завод был славен тем, что выпускал во второй половине ХХ века изделия для украшения повседневной жизни, создания уюта в доме и сохранения памяти о радостных событиях.
Столовые, чайные, кофейные сервизы, чайные пары, заварочные чайники, сливочницы, сахарницы, маслёнки, фруктовницы, сухарницы, вазы, штофы, блюда, блюдца - вот не вся номенклатура Дулёвского ордена Ленина фарфорового завода имени газеты «Правда». А ещё он выпускал милые скульптуры для сервировки стола и украшения интерьера. Посуда не просто служила людям, она была им дана на радость. Роспись и малая пластика соответствовали духу времени и отражала события; это была великолепная сувенирная продукция. Такое должно было сохраниться для потомков.
В 1972 году омское собрание художественной керамики и стекла приняла на хранение Людмила Ведерникова. За последующие 50 лет её работы в музее фондохранилище пополнилось более чем на 3000 экспонатов.
«Мы посвятили две витрины музейным экспонатам, две витрины - новым поступлениям, - говорит куратор выставки Иван Гольский. - Я хотел сделать дар собственному музею, Людмиле Романовне, ей в этом году исполнилось бы 75 лет. Это мой долг, и я хотел показать, чему она меня научила и, главное, что в этих вещах, в этой выставке - любовь. Почему мы любим фарфор? Потому что мы за этими вещами видим людей. Людмила Романовна дружила с этими людьми, с этими художниками, знает, как это создавалось, при каких условиях, и мы это подчёркиваем».
Феномен Дулёва
Между прочим, XVIII век называют веком «фарфоровой лихорадки», тогда фарфор ценился наравне с золотом. Спустя сто лет он уже не считался диковинкой, правда, предметом роскоши был. Впрочем, и сейчас, если речь идёт о посуде, мы фарфору предпочитаем фаянс или стекло.
В музей им. Врубеля первое поступление высокохудожественного советского фарфора произошло в 1957 году - это были официальные сувениры VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве и посуда в новом декоре.
Людмила Ведерникова за годы своего служения Врубелевскому музею собрала коллекцию таких произведений, при этом именно она начала формировать так называемый кабинет образцов - тиражные предметы отечественного промышленного дизайна. Она дружила с Астой Бржезицкой - ведущим скульптором Дулёвского фарфорового завода. Та в дар музею стала передавать авторскую малую пластику из личного собрания, а также работы Галины Соркиной - своей любимой ученицы.
Личные письма, рисунки, дневники, документы, дипломы, книги отзывов, газетные вырезки, модели - всё это была представлено на выставке «Фарфоровый народец Асты Бржезицкой», которая была открыта к столетию Бржезицкой. То было явлением в мире культуры, и Омск признали одним из центров изучения и сохранения истории дулёвского фарфора и биографии Бржезицкой.
Выставка «Моё наследство Дулёвский фарфор» будет работать до 26 ноября. Вход доступен по Пушкинской карте.
Фарфоровое чудо Врубелевского музея
0+