Булгаков нынче, видимо, витает в воздухе - в кинотеатрах с успехом идёт очередная экранизация «Мастера и Маргариты» (18+), в прошлом сезоне этот же роман (только с возрастным цензом 16+) перенесли на сцену омской «Галёрки».
В Лицейском театре много лет идёт «Зойкина квартира» (16+), в прошлом году там же в качестве своей режиссёрской дипломной работы актёр Алексей Осипов поставил блестящий спектакль «Кабала святош» (18+), а теперь он же (только уже как актёр) играет в моноспектакле «Театральный роман» (16+).
Спектакль поставлен однокурсницей Алексея по Омскому музыкально-педагогическому колледжу Натальей Каплюченко, теперь она так же, как годом ранее Осипов, оканчивает «Щуку» и тоже решила ставить Булгакова.
Подробности в материале omsk.aif.ru.
Памяти Мастера
Как объяснили на «Культурном завтраке» Алексей и Наталья, в колледже актёрское мастерство им преподавала Лариса Яковлевна Меерсон, которая считала Булгакова выдающимся писателем, и эту любовь привила своим ученикам. Поэтому вполне логично, что и Алексей, и Наталья для своих дипломных режиссёрских проектов выбрали Булгакова. А так как в «Театральном романе» они участвуют оба (Алексей помимо главной и единственной роли ещё и художник-постановщик), ребята посвятили спектакль памяти своего Мастера - Л. Я. Меерсон.
Так как постановка решена в формате моноспектакля, сразу возник вопрос - не к «ЧАТу» ли подготовка? Как известно, традиционный фестиваль моноспектаклей на базе Лицейского стартует 1 апреля, и Алексей Осипов подтвердил - да, этот спектакль ставится к «ЧАТу».
«Чтобы успеть его обкатать, мы обратились к художественному руководителю Лицейского театра, и, хотя расписание на февраль и март уже было свёрстано, Сергей Родионович сразу согласился включить в репертуар нашу премьеру», - рассказал Осипов.
По словам актёра, моноспектакль как нельзя лучше отражает расшифровку «ЧАТа» - «честное актёрское творчество». В камерном пространстве Лицейского невозможно сфальшивить, ведь зритель сидит в паре метров от артиста. Но при этом Алексей, хотя уже и полноправный режиссёр, не готов ставить моноспектакль на себя.
«Как режиссёр я люблю смотреть на сцену из разных уголков зрительного зала, в том числе и с балкона, чтобы увидеть действие со всех сторон, - признался Алексей Осипов. - Когда ты играешь в спектакле и при этом ставишь его, это сделать невозможно».
Помощник актёра
Наталья Каплюченко же говорит, что её задача в данном случае - не «задавить» актёра. «В моноспектакле режиссёру нужно быть очень деликатным. Потому что у тебя есть только один актёр, и самое главное - его не перечеркнуть, не затмить, а сделать так, чтобы он был на первом месте. По сути, я просто должна помочь актёру воплотить его идеи. Я помощник», - считает режиссёр.
Жанр новой постановки определён так: мистическая интрига с одним самоубийством. На эту мистику работает и программка с афишей спектакля, которые, впрочем, продиктованы сценической формой существования главного героя: местом действия становится ванная комната, она же - библиотека, где, собственно, и проводит всё время Максудов. Но при этом кирпичные стены ванной комнаты будут изумрудного света, а над самой ванной висит торшер, которому, впрочем, в финале тоже предназначена яркая роль.
Поэтому афиша - это заключённый в банку Максудов (как известно, не нашедший понимания в среде собратьев по перу), а программа спектакля имеет явный отсыл к известной картине Жака Луи Давида «Смерть Марата».
«На картине смерть такая театральная, она идеально перекликается с нашей постановкой», - признались Алексей и Наталья.
Мистика в каждой ноте
Музыку к спектаклю пишет Сергей Шичкин, с которым Алексей Осипов уже работал во время постановки свой «Кабалы святош»: по мнению Осипова, композитор точно угадал настроение спектакля и попал в его ритм. Так будет и в «Театральном романе»: уже сейчас мистическая музыка покорила режиссёра и актёра. Теперь то же ждёт зрителей.
Премьера состоится 11 и 16 февраля, а также 16 марта.