Не все сегодня воспринимают советскую классику именно как классику. Часто можно встретить скептическое отношение к советским пьесам – дескать, они все про мифических «строителей коммунизма», коих в наличии уже нет и не будет, и кто они такие, современным подросткам, к примеру, и не понять вовсе.
В любом городе, в любой квартире

Но как можно не понять, если фильм или спектакль о человеческих отношениях? О любви и преодолении трудностей, о том, что можно простить даже спустя полтора десятка лет, о том, что иногда надо наплевать на свою гордость. Да, у кого-то советские детали в виде непременных красных гвоздик (других-то цветов просто не было) или обогревателя с открытой спиралью (так называемого рефлектора) вызовут ностальгию, а кто-то просто не придаст этому внимания. Потому что главное – не детали, главное здесь – чувства.
Недаром режиссёр Владислав Пузырников, обратившийся к володинским «Пяти вечерам», дал такое определение жанра – история, не имеющая начала и конца. Потому что произойти она могла в любом городе и в любой квартире, 50 лет назад или сегодня, а, может быть, и в будущем…

Главный герой, неустроенный Александр Ильин, спустя 17 лет оказывается в Ленинграде. Когда-то он здесь учился в Технологическом, снимал комнату у девушки, которую все звали Звездой, но затем поругался с деканом, вылетел из вуза, а тут и война… Молодые люди полюбили друг друга, и Звезда, она же Тамара, писала Ильину всю войну. Но потом он почему-то решил прервать эти отношения, и только через 17 лет, вернувшись в Ленинград, решается навестить свою первую любовь.
Однако Александру стыдно признаться Тамаре в том, что он всего лишь шофёр, поэтому он «забирает» судьбу своего институтского приятеля и говорит, что трудится главным инженером на крупном химкомбинате. Так и будет он все отведённые ему с Тамарой пять вечеров лгать, пить, сбегать, пытаться всё бросить и начать жизнь с чистого листа… А вот получится ли, решает каждый зритель, потому что это история, не имеющая начала и конца.
Спустя 20 лет

Пьеса Александра Володина появилась в то время, когда люди могли внезапно вернуться, пропав на полтора десятилетия. 1958 год – два года прошло со знаменитого ХХ съезда КПСС, где Хрущёв разоблачил культ личности Сталина, время так называемой оттепели, когда вдруг стало позволено о многом говорить и писать и когда из лагерей начали выпускать тех, кого не расстреляли.

Затем было множество постановок и даже экранизация Никиты Михалкова с Любшиным в главной роли. Автору этих строк несколько лет назад удалось увидеть «Пять вечеров» в «Современнике» с Сергеем Гармашем и Евгенией Симоновой – их работу и игрой-то не назовёшь – так это было пронзительно, как говорится, на разрыв аорты.

Признаюсь, тогда (как, впрочем, и после прочтения пьесы в студенческие времена) мне жаль было главную героиню, которую бросил, ничего не объяснив, любимый человек, и который явился спустя чуть не 20 лет также без всякой попытки хоть как-то оправдаться.
Сегодня, после просмотра нового спектакля в Лицейском, сочувствие переметнулось на сторону героя Евгения Точилова (Ильина). Нет, Тамара в исполнении Натальи Виташевской также убедительна: красавица, каким-то чудом выжившая в блокаду, воспитывающая племянника, родители которого как раз эту блокаду и не пережили, приносит работу домой, чтобы студент мог спокойно учиться и ни в чём не нуждаться. Но какая-то она сильная, не требующая сочувствия. Такая нормальная советская женщина, которая «я и лошадь, я и был, я баба, и мужик».
И хоть прорывает её в конце: рассказывает племяннику, как провожала на войну, как любила, и мечется она по всему Ленинграду, разыскивая своего непутёвого Ильина, лишь на последних аккордах спектакля вырывается из неё настоящая страдающая душа, которая заставляет зрителя растрогаться.
Стоит увидеть, чтобы рекомендовать

«С профессиональной точки зрения, мне было интересно исследовать традиционный, психологический театр, - признаётся режиссёр Владислав Пузырников, - и с позиции сегодняшнего дня посмотреть на то время. Меня занимает развитие человеческих отношений в условиях социальной, бытовой неустроенности, под лозунгами строительства коммунизма; как любовь, несмотря ни на что, возрождается и лечит, исправляет человека, ставит его на правильный путь».
В общем, это тот спектакль, который стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы составить о нём собственное мнение. Так что приходите, премьера уже сегодня и завтра, 7 и 8 ноября.
В ролях: Ильин - Евгений Точилов; Тамара - Наталья Виташевская; Катя - Светлана Позднякова, Дарья Калмыкова; Слава - Алексей Осипов, Евгений Трубкин; Зоя - Наталья Коротаева, Дарья Мегдан; Тимофеев - Николай Пушкарёв.
16+
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть