Примерное время чтения: 6 минут
428

Павел Артемьев и Алиса Гребенщикова разыграли для омичей современную поэзию

До омского фестиваля постановка «Вера Полозкова. Короткий метр»  никогда не покидала столичных подмостков.
До омского фестиваля постановка «Вера Полозкова. Короткий метр» никогда не покидала столичных подмостков. / Пресс-служба Пятого Театра / АиФ

Фестиваль «Молодые театры России» в этом году посвящён Году литературы, именно поэтому в его афишу вошли спектакли, напрямую связанные с русской литературой. Во второй день омичи смогли познакомиться с модным московским жанром поэтического спектакля. Театральное бюро Меликовой и Михайловской представило в рамках фестиваля постановку «Вера Полозкова. Короткий метр», которую режиссёр Руслан Маликов создал на стыке поэтического, кинематографического и театрального искусства.

Плавающие границы  

В основу спектакля легли стихи Веры Полозковой разных лет. И если начинается спектакль со строчек, ставших интернет-хитами, написанных автором ещё в начале творческого пути, то в финале, пройдя определённый путь взросления, герои  воспроизводят уже совсем свежие произведения Полозковой.

«Мне кажется, театр и кино уже изначально присутствуют в поэзии Веры, не отменяя того, что это глубокие, хорошие стихи, - объясняет режиссёр Руслан Маликов. - Вера Полозкова начиналась для публики через Интернет, она представитель новой формации литераторов. Долгое время Полозкову называли удачным сетевым проектом, но через некоторое время она доказала, что она всё-таки поэт, что развивается и остаётся актуальной. Сейчас век кино и видео, поэтому мы просто совмещали разные элементы и пытались поместить их в театральное пространство. Где, например, начинается видео в Интернете, а где оно заканчивается - и начинается кино? Сложно проводить эти границы. Иногда что-то снятое на телефон становится настоящим художественным произведением. Вот эта плавающая граница нам тоже была интересна, и мы хотели поработать с этим».

Спектакль решён минималистично: практически никаких декораций, всё пространство сцены занимает киноэкран, на котором будут крутиться отрывки то ли кино о сегодняшней жизни, то ли просто случайно снятые кадры. Кажется, режиссёр призывает зрителя: слушай, смотри и читай - некоторые стихотворные строчки так и остаются неозвученными, появляются лишь как текст на видеоэкране.

Стихи по ролям  

Пятеро актёров, разыгрывающих стихи на сцене, перешли в спектакль Маликова из театра «Практика», где уже играли в чтецком спектакле по Полозковой режиссёра Эдуарда Боякова. Маликов, в отличие от Боякова, увидел в строчках Полозковой материал для игровых экспериментов.

«Это не первый спектакль по стихам Полозковой, в котором я участвую, но первый, в котором мы разыгрывали стихи, - комментирует актёр и музыкант Павел Артемьев, экс-солист группы «Корни», - Раньше мы просто декламировали, а здесь исполнили по ролям. Спектаклю всего год, и поездка на фестиваль в Омск – наши первые гастроли с этой постановкой. Выпуск спектакля длился около трёх месяцев, помимо репетиций мы проводили съёмки, чтобы у зрителя возникло ощущение личной видеохроники. Так, переход из личного мира на сцену обозначал, что мы всё делаем искренне, от себя».

На протяжении всего сценического действия каждому из участников спектакля пришлось примерить на себя множество характеров героев Полозковой. Но некоторые строчки звучали по-настоящему автобиографично. Например, по велению режиссёра, именно персонажу Павла Артемьева досталось горькое замечание: «Очень хочется быть понятным, но при этом не быть попсой». Строчки совсем юной Полозковой, написанные десять лет назад, в устах поп-зведы начала «нулевых» звучат по-новому актуально.

И если событийный сюжет этого поэтического спектакля никак не хочет складываться в одну линию, сплошь отрывки и отдельные истории, то смысл спектакля представляет конкретный путь, некую лестницу, по которой актёры, следуя за своим автором, поднимаются к вершинам взросления.

Руслан Маликов объяснил, как из стихов разных лет сложилось отдельное произведение:

- Есть определённая хронология: в начале такие подростковые, девичьи стихи, которые вроде бы о мелком. Но настоящий поэт даже из мелких проблем выходит на другой уровень осмысления. Потом идут, скажем так, разборки с обществом, с существованием в социуме, есть момент кризиса.

Момент кризиса  

И на самом деле этот момент кризиса – самая яркая страница спектакля. На пятерых действующих лиц, словно с неба, падает шестая героиня – кукла Катя. И тут заводится история Кати, актёры становятся слаженным ансамблем и представляют зрителю микс из игрового, поэтического и, благодаря несуразному манекену, кукольного театра.

«История с Катей - как раз отражение переломного момента в жизни Веры Полозковой, -  говорит Руслан Маликов, - Всем надо рано или поздно разобраться со своим детством, со своим прошлым, со своими родителями и выбрать какое-то правильное поведение. Хорошие поэты не пишут на заказ. Они чем живут, то и отражают в стихах. Финальная часть – это нынешний этап Веры, когда она стала мамой… Дальше наступит какой-то другой период, который, надеемся, найдёт отражение в спектакле. Мы хотим, чтобы спектакль менялся».

Впечатление от спектакля, как от встречи с тёплой дружеской компанией, где все понимают друг друга с полуслова. И не зря, ведь вся команда, работающая над спектаклем «Вера Полозкова. Короткий метр» - одна дружная компания.

Алиса Гребенщикова //Фото: www.russianlook.com

Актриса Алиса Гребенщикова рассказала о давней дружбе с Верой Полозковой и своём восприятии её поэзии: «С Верой мы в тёплых отношениях, хорошо знаем друг друга, чувствуем. Вере всегда очень интересно, когда её стихи читает другой человек и видит что-то своё в тексте. У меня много поэтических спектаклей, это то, чем я вплотную занимаюсь. Люблю, когда есть прямой контакт с публикой, в некоторых спектаклях я прямо обращаюсь к зрителям, смотрю им в глаза. В таком формате работаю не первый год и делаю это сознательно, мне хочется диалога со зрителями, а не только с партнёрами. В спектакле я не воспроизвожу авторские интонации, это наше с Русланом Маликовым видение. Мы ведь все вышли из театра «Практика», а там важно не то, как человек перевоплотится, а то, насколько он  сможет раскрыть себя».

Удалось ли команде Маликова нащупать грань между видео и кино, между жизнью и высокой поэзией, между чтецким спектаклем и спектаклем для театра в игровой форме? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Формат коротких историй всё же не делает их до конца кинематографичными, отсылки к великим кинорежиссёрам отнюдь не всегда выделяют ту или иную историю среди остальных. Сложным и глубоким актёрским работам тоже не довелось развернуться на этом сотканном из маленьких кусочков полотне. Но всё-таки у спектакля есть душа, причём душа эта принадлежит современному молодому человеку, бегущему по серым улицам большого города вперёд к новым событиям своей жизни, которые вот-то превратят этого лирического героя из молодого во взрослого. А останется ли он по-прежнему интересен, покажет только время. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах