Примерное время чтения: 4 минуты
172

О душевной боли. Десять лет в Омске идёт спектакль «Сцены из мёртвого дома»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске № 24 16/06/2021 Сюжет Празднование 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского
Светлана Казанцева / АиФ

На сценической площадке музея им. М.А. Врубеля часто звучат бардовские песни, стихотворные и музыкальные произведения русских классиков.

Актёры омской драмы создают потрясающие спектакли, объединяющие в себе театральное искусство, живопись, хореографию и кино.

Живая история

Один из шедевров - спектакль «Сцены из Мёртвого дома» (12+) по произведению Ф. М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома» об омском периоде жизни великого русского писателя, о каторге и многогранности человеческой души.

Артисты рассказывают о жизни писателя в омском остроге, зачитывают отрывки из произведения Достоевского, воспоминаний современников. Перед глазами зрителей разворачиваются сцены из острожной жизни, подкреплённые визуальным рядом - зарисовками персонажей (автор графических работ - омский художник Георгий Кичигин. - Ред.) на видеоэкране, а также хроникой тюремной жизни современной колонии, тюремными воротами, перегораживающими сцену, деревянными нарами по периметру, кандалами на стенах и жуткими металлическими буквами на воротах, которые складываются в надпись «Мёртвый дом».

Погружение в действо получилось всепоглощающим.
Погружение в действо получилось всепоглощающим. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

И в душе всё переворачивается, постепенно приходит осознание ужаса и безысходности, в котором писатель жил четыре года. Почему-то в школьные годы, когда на уроках литературы мы читали произведения Достоевского, годы каторги воспринимались отстранённо. А в спектакле погружение в действо получилось таким глубоким и всепоглощающим, что просто потрясает. Каждое произнесённое со сцены слово прожигает сознание, отпечатывается в нём, происходит глубинное постижение смыслов, которые Достоевский пытался донести до людей. И уже совсем иначе воспринимается день казни писателя, когда смертный приговор был изменён на более мягкий - лишение дворянского звания и состояния и четыре года каторжных работ с последующей службой рядовым. По-другому начинает выглядеть исторический центр Омска: как наяву вырастают стены Омской крепости, за зданием драмтеатра встают стены Степного редута, в котором располагались арестантские казармы, а через Тобольские ворота бредут каторжане, крепость оживает…

В поисках человека

Но интересен не столько каторжный быт, сколько типажи людских характеров, отношение русского человека к преступлению и наказанию. Перед зрителями проходит ряд образов, смешных и наивных, чудовищных в своей простоте и жестокости. Это каторжники и охранники, друзья, оставшиеся на воле, и сочувствующие на территории крепости.

«Мы не могли не сделать спектакль о Достоевском, поскольку он близок Омску, - сказала заслуженная артистка России Татьяна Филоненко. - Для нас это спектакль-испытание».

По словам создателя спектакля Николая Михалевского, одной из его задач было показать Достоевского, находящегося в поисках Человека.

Николай Иванович долго работал над сценарием, продумывал постановку. Для создания видеоряда он объехал три колонии, в каждой из которых беседовал с заключёнными о Достоевском и проблемах, которые поднимает писатель в своих произведениях.

«Достоевский искал во всех, и в себе, кстати, тоже, Человека, который в любых обстоятельствах остаётся самим собой, - поделился своими мыслями Николай Михалевский. - Писатель сказал своё слово о душе человеческой без малого 200 лет назад, но для нас с вами оно до сих пор актуально. Достоевский показал душу в контексте совершённого преступления и искупления вины. Оказалось, что это слово никто не понимает лучше, чем заключённые. Как сказал один из них, «в человеке ничего не меняется - как совершали люди преступления, так и совершают». Что же должно произойти в душе человека, чтобы его сознание изменилось? Именно над этой загадкой и бился всю свою жизнь Фёдор Достоевский».

Спектаклю суждено было появиться. Хотя сценарий и рождался в муках, но материал для постановки, по словам автора, в колониях был собран на удивление легко, художник Георгий Кичигин буквально за неделю создал серию картин… Как оказалось, в каждом из людей сидит Достоевский и требует выхода.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах