Примерное время чтения: 7 минут
301

«Мой дедушка был вишней». Недетская история глазами ребёнка в Омской драме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Омске № 50 14/12/2022
20 и 21 декабря вновь состоится показ спектакля «Мой дедушка был вишней».
20 и 21 декабря вновь состоится показ спектакля «Мой дедушка был вишней». Омский академический театр драмы

На камерной сцене Омской драмы 20 и 21 декабря вновь состоится показ спектакля «Мой дедушка был вишней». Изумительно добрую и светлую историю предложила молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Арина Гулимова. Спектакль-мультик стал её выпускной работой. Постановка по мотивам одноименной повести Анжелы Нанетти погружает зрителя в мир детства, заставляет посмотреть на многие вещи глазами ребёнка и вспомнить простую истину – «Мы не умираем, пока нас кто-то любит».

О том, что побудило режиссера выбрать именно эту повесть, в чем загадка «Вишни» и почему на первый взгляд детский спектакль рассчитан на семейную и даже взрослую аудиторию, читайте в материале omsk.aif.ru.

Родом из детства

Гаснет свет, декорации на сцене превращаются в полотна для видеоряда. На экранах появляются актёры драмы. Однако никто из них не играет ролей: перед нами обычные люди, они делятся воспоминаниями из своего детства. Так начинается спектакль «Мой дедушка был вишней».

Уже с первых минут постановка располагает зрителя к доверительной беседе о самом счастливом времени в жизни каждого человека. Монологи актёров вскоре сменяются привычным для нас форматом: на сцене появляется главный герой спектакля мальчик Тонино, а в ходе его рассказа и остальные члены итальянского семейства.

Мы узнаем, что Тонино живёт в городской квартире с мамой и папой (Феличитой и Пьеро) и бабушкой и дедушкой (Антониеттой и Луиджи). Он любит их, но особые чувства мальчик питает к своим деревенским бабушке и дедушке (Теодолинде и Оттавиано). Именно с ними у Тонино связаны самые тёплые воспоминания о детстве. И это неудивительно, ведь в деревне мальчика ждут искренние объятия бабушки Теодолинды, уроки лазания по дереву от дедушки Оттавиано, здесь он проводит время с питомицей бабушки – гусыней Альфонсиной, отправляется в путешествие на велосипеде за яйцами к завтраку и получает самые важные в жизни уроки.

Не то, чем кажется

Постановка трогает тем, что даже страшные события подаются в ней через призму детского восприятия и приобретают совершенно иное прочтение. Так, например, уход из жизни бабушки Теодолинды кажется Тонино не смертью, а перевоплощением. Она, бабушка, становится для Тонино гусыней Альфонсиной, которую та горячо любила при жизни. Дедушка Оттавиано, так не похожий на городского деда, тоже верит в чудо. Он убеждает внука, что смерти нет – что и он, старик, после ухода превратится в свою любимую вишню. Главное – верить в это и помнить о свои корнях.

Зритель буквально смотрит на происходящее глазами ребёнка.
Зритель буквально смотрит на происходящее глазами ребёнка. Фото: Омский академический театр драмы

Кстати, именно вишня, посаженная дедушкой, спасёт мать и отца Тонино от развода. Позже под кроной дерева семейство соберётся уже в новом составе – с новорожденной сестрой Тонино.

При всей важности тем, которые поднимаются в спектакле, события в нём разворачиваются не в драматическом, а в игровом ключе. По словам режиссёра Арины Гулимовой, в этом и была задумка. «Получился такой спектакль-мультик о добром и вечном», - делится выпускница РГИСИ.

Декорации, сценические решения, свет и музыка, — всё это действительно создаёт настоящий мультфильм на сцене театра. Чего стоит только одно дерево Феличе, расположенное кроной вниз и корнями вверх. Сначала по нему искусно лазает дедушка, а потом и внук.

Зритель буквально смотрит на происходящее глазами ребёнка. Благодаря этому взгляду на маленькой сцене появляется место для деревенского дома, городской квартиры, автомобильной дороги, подводного мира и даже катка. Здесь нет ничего невозможного! Так, городская квартира запомнится картонной коробкой (в которой теснятся персонажи), оживленная трасса предстанет напольной картой, каток – скользящей дорожкой, а подводный мир из фантазий Тонино будет обыгран светом.  

Преемственность поколений

Создавать детский и одновременно недетский спектакль молодому режиссёру помогали опытные актёры Омской драмы, а точнее – целые актёрские семьи. Например, обе пары бабушек и дедушек в постановке сыграли супруги в жизни: Теодолинду и Оттавиано - Ирина Герасимова и Михаил Окунев, Антониетту и Луиджи - Татьяна Филоненко и Николай Михалевский. Это сделало спектакль по-настоящему трогательным и по-житейски мудрым.

«Мне было важно создать семейную историю, семейное дерево из людей. И когда ко мне приходили пары, я понимала, что где-то даже играть ничего не надо, потому что есть такой опыт, такой жизненный путь», - рассказала Арина Гулимова. 

По её словам, кастинга на роли не было, все решилось само собой – в беседах с актёрами. Работа над спектаклем заняла три месяца. За это время петербурженка сблизилась с исполнителями ролей и многому у них научилась как в профессиональном, так и в житейском планах. Кстати, это уже не первый опыт работы театра с выпускниками петербургского РГИСИ. В сентябре на сцене Омской драмы состоялась премьера спектакля «С днём рождения, папа!». Его поставил действующий режиссёр Роман Габриа.

Театральная преемственность привела в Омск и Арину Гулимову. Как оказалось, выбор материала для неё тоже не был случайным. По словам режиссера, повесть Анжелы Нанетти сопровождала её по жизни, а что самое интересное – отец Арины удивительным образом схож с персонажем Оттавиано.

Мне было важно создать семейную историю, семейное дерево из людей.
Режиссеру было важно создать семейную историю, семейное дерево из людей. Фото: Омский академический театр драмы

«Это действительно тот человек, у которого есть земля, есть дом, у него три дочери, он посадил три дерева, - описывает своего отца режиссёр. - И у нас дома растёт вишня, поэтому это все как-то соприкасается и с историей, и со мной, и с моим видением этого материала». Символичным является и то, что на премьеру «Вишни» в Омск прилетели родители и сестра режиссёра.

На вопрос о сверхзадаче спектакля Арина Гулимова ответила так: «Я хочу, чтобы Вишня была в каждом театре, потому что это такая прививка и для театра, и для мира, и для любой труппы, и для любого человека. Здесь столько мыслей теплых, добрых, хороших, вечных заложено, что, наверное, надо каждому театру поговорить со своим зрителем на такие темы».

12+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах