Об истории о Тевье-молочнике не знает, наверное, только ленивый. Классик еврейской литературы Шолом-Алейхем написал цикл рассказов об этом человеке на идише, но переведены они на многие языки мира, в том числе и на русский.
История Тевье-молочника не просто переведена, но и экранизирована, и поставлена на многих сценах. В частности, проникновенная пьеса Григория Горина «Поминальная молитва», написанная по этим рассказам, стала одноимёнными фильмом и спектаклем выдающегося режиссёра Марка Захарова.
Режиссёрский портфель
Однако в Омске история еврейской семьи ставится по переводу Михаила Шимбадала, а работают над спектаклем сёстры Козловские. Анна и Наталья рассказали, что книжка эта всегда была одной из самых любимых и лежала в режиссёрском портфеле, однако мало хотеть что-то поставить, надо ведь ещё и в труппе иметь соответствующие типажи. У Козловских труппы молодёжные, любительские, и подходящих актёров для воплощения роли Тевье, его супруги Голды и многочисленных дочерей не находилось.
Однако они, как оказалось, есть в театре «Студия» Л. Ермолаевой, и вот уже Анна и Наталья репетируют спектакль «Мир вам!» - это традиционное еврейское приветствие, и именно так переводится на русский псевдоним Соломона Наумовича Рабиновича (Шолом-Алейхема).
История семьи Тевье-молочника типична: у них с супругой семеро дочерей, и отец мечтает удачно выдать их замуж. Однако времени покорности прошли, девушки бунтуют, проявляя характер, да и вокруг неспокойно, в стране идёт война. Непростые судьбы пятерых из семи дочерей Тевье и Голды, то, как переносят родители небольшие «завихрения» и настоящие трагедии девушек – всё это и вошло в спектакль, который мы вскоре увидим на сцене «Студии» Ермолаевой».
Меняют облик
Кстати, дочерей в спектакле (пока они ещё маленькие) будут играть сначала студийцы Анны и Натальи Козловских, затем девушки стремительно вырастут и превратятся в актрис театра «Студия». А вот родители останутся всё теми же – Игорь Школин (Тевье) и Алёна Устинова (Голда). Как рассказал сам Школин, его герой старается жить привычными старыми устоями, уповая на Всевышнего, но не всегда у него это получается. «Простой, бедный, уповает на Бога, - говорит артист. - Делает выбор не по уму, а от сердца».
Его жена Голда во всём и всегда поддерживает своего мужа, даже когда с ним не согласна, и для самой Устиновой эта роль была на сопротивление, потому что она бы во многих ситуациях боролась, а её героиня не делает этого, покорно принимая решения своего мужа и свою судьбу.
«У моих родителей другие роли в семье, - говорит Алёна. – У нас мама инициатор всего, а папа поддерживает её, не спорит, и я тоже такая бойкая. Но когда я стала репетировать, поняла, как Голда принимает судьбу. И оказывается, это так приятно, когда за тебя всё решают, а ты просто подчиняешься и любишь».
Стравинский и «хава нагила»
В спектакле будет много музыки и пластики. Над первым работал композитор Дмитрий Юферов и режиссёры, которые выбрали, в частности, «Хаву нагилу» на русских народных инструментах, а музыку Игоря Стравинского как сопровождение революционных событий.
Над пластикой работала хореограф Ирина Горэ, которая выбирала материал не только под конкретный образ, но и под конкретную актрису. Им, кстати, придётся непросто, потому что по задумке занимающегося сценографией Сергея Федоричева девушки будут существовать не только на сцене, но и по всему залу, а ещё иной раз не на плоскости, а под углом. Но создатели спектакля уверены – актёры со всеми задачами справляются блестяще.
После того, как закроется занавес
Это будет не развлекательный спектакль, он предназначен для думающего зрителя. Но, как говорят режиссёры, они уверены: и подросткам, и их родителям, и бабушкам-дедушкам происходящее на сцене будет интересно, и они наверняка найдут темы для обсуждения после того, как закроется занавес.
16+