Люди, места и вещи – то, что заставляет память работать. Словно катализатор, они пробуждают самые яркие воспоминания человека. Но как жить, когда окружающая среда постоянно возвращает в прошлое, которое, наоборот, хочется забыть? Своевременно не прожитые чувства мешают человеку жить в настоящем. Об этом спектакль по мотивам пьесы Дункана МакМиллана «Люди, места, вещи».
Судьба одной интернет-встречи
Режиссёр Евгений Рогулькин рассказал, что нашёл пьесу британского драматурга в интернете случайно, когда её только перевели на русский язык. Однако по ряду причин поставить спектакль удалось только в этом году. Театр работал над спектаклем в течение трёх месяцев. В декабре ТЮЗ представил премьеру омским зрителям.
«Меняться, переставать себя грызть и стремиться к избавлению от саморазрушения. Я думаю это полезно всем, начиная с подростков. Да, конечно, всё идёт из детства, но человек мыслящий, взрослый может всегда что-то поменять в жизни. Изменить взгляд на мир, отношение к нему и к себе. Это никогда не поздно сделать, даже в 80 лет», - делится своими мыслями после спектакля Ирина Коломиец, сыгравшая главную роль.
«Живые» декорации
В начале спектакля мы видим декорации из другой жизни. После приступа главной героини Эммы они рушатся, и перед нами разворачивается территория лечебницы.
На сцене оказывается много пространства. Сверху на девушку падают лампы, освещающие коридор больницы. Позже начинается дождь. Медитативная музыка помогает зрителю переместиться в клинику. Однако спокойствие длится недолго. Когда у Эммы начинаются галлюцинации, световые пучки динамично бьют в стороны разными цветами. Музыка добавляет беспокойства картине. Порой мелодии грубо перебивают героиню и действие, меняя темпоритм произведения.
В спектакле использовано мультимедийное оформление. На белых полотнах и экране над сценой зритель видит капли дождя, движущуюся массу красок во время психоанализа героини. Санитары больницы иногда снимают действие на камеру, транслируя запись на экране. Благодаря длинной выдержке движения получаются замедленными и сбивчивыми, что передаёт головокружение Эммы.
Все декорации резки и непостоянны, как состояние девушки.
Взглянуть страху в глаза
Сложно признать, что есть проблемы, с которыми справиться самостоятельно ты не в силах. Особенно если они касаются психического здоровья. Ещё тяжелее обратиться куда-то за помощью и довериться незнакомым людям. Главная героиня, страдающая от частых галлюцинаций, провалов в памяти и обмороков после очередного рецидива вынуждена согласиться на курс лечения.
В больнице девушке постоянно мерещится лицо близкого человека – все доктора один в один похожи на её мать. От этого становится жутко не только Эмме, но и зрителям. Кроме того, кажется, что компания собравшихся здесь санитаров вовсе не медработники, а настоящие сумасшедшие. Позже зрителя успокаивают и раскрывают правду, однако судьба новой пациентки остаётся в секрете до последнего.
«Главной темой в спектакле для меня прозвучала любовь к себе. Быть доброй к себе независимо от того, что произошло в жизни. Быть другом себе важно и в профессии, и в отношении с семьёй. Если человек умеет это, и самому себе что-то прощать в том числе, то тогда он и к окружающим относится иначе», - рассуждает Ирина.
Стоит отметить, что в центре реабилитации, как и на работе, Эмме видится лицо не только матери, но и брата. После этих видений у девушки случаются приступы, и она теряет рассудок. По словам лечащего доктора, стоит избегать тех людей, мест и вещей, которые вызывают эти рецидивы. Но именно с пациентом, похожим на брата, Эмма заводит дружеские отношения.
Спектакль в спектакле
В клинике проводят коллективную лечебную практику. Пациенты совместно разыгрывают сцены из жизни, которые их пугают. Примеряют на себя роли тех, с кем общение по ту сторону лечебницы складывается труднее всего. История каждого человека, будто отдельный спектакль, дополняет полотно всей картины. Тогда как главная героиня до последнего не желает открываться команде.
Монолог Эммы о сути актёрской игры напоминает зрителю, какую большую работу проводит театр, чтобы создать спектакль. Можно сказать, эта речь – откровение каждого актёра, который выходит на сцену.
Ирина Коломиец так говорит о самоанализе в профессии: «Проще и точнее играть, когда ты с наиболее здоровой головой подходишь к делу. Рефлексия даёт что-то творческому человеку. Наверное, страшные слова, но в какой-то степени рефлексия делает нас живыми».
Занятные мысли о жизни и притворстве произносит Эмма и другие действующие лица на протяжении всего спектакля. Сколько масок меняет человек каждый день, и в какой момент он их снимает? Снимает ли вообще? Безусловно, порой придуманный образ помогает существовать в ситуации, но как среди сменяющих друг друга ролей не потерять собственное обличие? Наедине с собой Эмма неустанно пытается вспомнить своё настоящее имя, но что-то мешает ей. Что же так глубоко её ранило?
Комната страха
После лечения в клинике Эмма собирается жить по-новому. С помощью команды она смогла преодолеть страхи. Её приступы закончились.
В финале на сцену падают игрушки, и мы оказываемся в детской комнате. Родительский дом – самое страшное место для Эммы. Игрушки – вещи. Люди, которых так боится девушка – её родители.
Девушка вернулась в реальность и позволила себе жить. Зрителю не обязательно читать пьесу, чтобы понять её смысл. Спектакль о доверии, понимании, любви.
«Есть некоторое облегчение после спектакля. Всё состоялось, работа была проделана. Главное, чтобы у зрителя были какие-то ощущения, чтобы они что-то почувствовали, что-то взяли. Мне бы хотелось в спектакль добавить побольше юмора. Он заложен там, но это тот юмор, который воспринимаешь с грустной улыбкой. Два часа серьёзной темы не всем просто воспринимать. Да и вообще, посмеяться всегда хорошо», - подытожила актриса.
16 +