251

Лучшая «кукольная» актриса А. Курочкина: «Театр – это отдельная Вселенная»

Анна занята во многих спектаклях, в том числе в
Анна занята во многих спектаклях, в том числе в "Щелкунчике". Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Жить своей работой – значит отдавать всего себя делу, в которое веришь. И счастлив тот человек, который отдает не из позиции «надо», а из желания «хочу!»: с горящими глазами, энтузиазмом и страстью.

Как не терять вдохновение? И можно ли найти баланс между работой мечты, которая отнимает все время и силы, и личной жизнью?

О жизни в театре, детстве, мечтах, страхах и победах рассказала молодая актриса театра «Арлекин»  Анна Курочкина, ставшая лауреатом областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа - 2020» в номинации «За творческие достижения в области кукольного театра».

В театральный пошла за компанию

Елена Неупокоева, «АиФ в Омске»: Анна, вы хотели поступать в медицинский… Почему все-таки театр? Как это произошло?

Анна Курочкина: Я ходила в театральный кружок в школе, но не собиралась в театр. Да и родители постоянно твердили: «Выбирай нормальную профессию  - ступай в медики». Я с ними согласилась. Но потом подруга пошла поступать в театральный, и я  с ней за компанию. Она не поступила, а я прошла на бюджет. Здесь мама меня сразу поддержала: «Значит, так должно было случиться». И я ни капли не жалею о том, что так все сложилось.

Спектакль
Спектакль "Красавица и Чудовище". Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- С какого возраста вы начали заниматься в театральном кружке и как туда попали?

С работой в театре у тебя уже не будет как таковой обычной жизни. К этому нужно быть готовым.
- Где-то лет с 13-14. Туда меня отправили родители, чтобы ребёнок чем-то занимался. Это совпало с переездом в новую квартиру, с необходимостью заводить новые знакомства, создавать какой-то круг общения. До сих пор дружу с людьми из того театрального кружка.

- Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

- Я скажу, что да. Я с детства любила устраивать концерты, дома на все праздники: танцевала, пела... И даже некий кукольный театр у меня дома был. Мы брали большую диванную подушку, ставили её и разыгрывали театр. Сочиняли свои собственные истории, у нас все было по-своему. А теперь делаю это на профессиональной сцене.

- Что для вас самое сложное в этом искусстве?

- Работа над ролью. Это некий такой психологический анализ, чтобы понимать: где, в какое время происходит история, кто твой герой как человек, почему он так поступает. И потом результаты этого анализа нужно выразить на сцене через подбор оценок, реакций твоего персонажа. На следующем этапе нужно добиться, чтобы все они выглядели естественно, органично, свободно и легко в твоем исполнении. Как у нас говорится, роль нужно наработать. 

Без этого просто нет профессии

- За что вы больше всего любите театр?

- Театр – это, в первую очередь, радость, это всегда позитив. Люди приходят сюда, чтобы получить заряд энергии, которая тут присутствует. И мне, как человеку очень энергетически активному, есть чем поделиться. Потом на сцене я могу показать разные стороны каких-то проблем, и, возможно, зритель о чём-то задумается и примет нестандартное для себя решение.

И это классно. Энергетика, которая аккумулируется в зрительном зале, превращает его в отдельную Вселенную. И на каждом показе спектакля она разная, потому на него пришли другие люди. Но это общее энергетическое поле - самое прекрасное, что может быть.

- Помните ли вы свой первый спектакль в «Арлекине»?

- По-моему, это было новогоднее представление «Падал разноцветный снег». Его поставил режиссёр Алексей Смирнов. Мне запомнились только мои эмоции. Это была моя первая новогодняя кампания, когда в день может даваться по три представления. В это тяжело было встроиться и эмоционально, и физически.  Потому что в театральном училище ты привык к определённому распорядку дня, а здесь все по-другому.

И от тебя ждут совсем другой творческой самостоятельности: тебе могут подсказать, но ты должен самостоятельно работать над ролью. И ты пробуешь, ошибаешься, снова пробуешь. И когда наконец всё-таки получается, то думаешь: «О! Классно!».

- Есть ли у вас любимая роль? Почему именно она?

- Все роли любимые. Но в данный момент для меня особенно важна Мина, моя героиня из спектакля для подростков «Скеллиг» по повести Дэвида Алмонда. Сама постановка необычна: мы стремимся на сцене создать мир, напоминающий комикс. Актёрам приходится работать с рисованными фигурами разных размеров и в разных позах.

Это довольно необычное кукловождение. При этом зрители видят на сцене кукол одновременно с нами, работающими как драматические артисты. И моя героиня - не сказочный персонаж, а современный подросток. И это самое сложное - играть так, чтобы не чувствовалось, что это спектакль, чтобы зрители относились к нам, как к людям из реальной жизни. И потом у Мины очень сложная и специфичная внутренняя жизнь. Это всё нужно было сначала понять, а потом придумать. Для меня это необычный и важный опыт сценического существования.

- Расскажите о своих любимых спектаклях: что вас в них больше всего вдохновляет?

- Я очень люблю спектакли режиссёра Юрия Бутусова. Мне нравится, как он через  буффонаду рассуждает на серьёзные темы: жизнь персонажей в его постановках начинается с некой хохмы, а переходит в сильнейшую эмоциональную трагедию. Меня заворожил спектакль «Сережа» Дмитрия Крымова.


Тетушку Страусиху играть весело. Очень хороший лёгкий спектакль получился: когда ты в нем работаешь, сразу настроение поднимается. 


В основе роман Толстого «Анна Каренина», но история героини рассматривается под другим углом. Мы  привычно ждём страданий, а в спектакле много юмора, при этом всё выглядит очень оправданным. По-настоящему завораживающий спектакль.

- Ощущали ли вы когда-нибудь страх перед сценой?

- Конечно. Сейчас уже не в такой степени, но он всегда присутствует. Но это даже не страх, а волнение. Оно бывает контролируемое и  неконтролируемое. В театральных вузах нас как раз и учат контролировать своё волнение, чтобы эмоции на сцене не отключали твою голову. Но без ощущения сценического волнения просто нет профессии.

Семья – моя гордость

- Что вам дает сцена?

- Много всего. Эмоции, которые в жизни я не получу, адреналин. В то же время, работая над ролью, я изучаю психологию людей: их желания, мотивы …  Это помогает понимать взаимоотношения людей в обычной жизни.

- Вы стали лауреатом областного конкурса-фестиваля и получили премию за роли в спектаклях «Белолапый» (Девочка) по пьесе В. Ольшанского и «Любопытный слоненок» (тётушка Страусиха) по сказке Р. Киплинга. Что значила эта победа? И расскажите немного о самих спектаклях?

- Это приятно, но значит, надо дальше работать! А о спектаклях… Работать над «Белолапым» было сложно. Когда начинаешь смотреть документальные фильмы про блокаду Ленинграда, не можешь не плакать. Но для меня было важно услышать воспоминания стариков о их блокадном детстве: как они свыкались с жизнью в постоянном страхе, как для них это становилось нормой. Некоторые детали для спектакля я брала от них, потому что здесь никаких придумок не должно быть. Работать с этим сложно, и передать это на сцене ещё сложнее.

Тетушку Страусиху играть весело. Очень хороший лёгкий спектакль получился: когда ты в нем работаешь, сразу настроение поднимается. Тетушка Страусиха похожа на современных девушек, «фитоняшек» с губами и ресницами, со всем вот этим: «я себя все время держу в форме», «я ищу себе мужчину, где тот мужчина получше, да побогаче», «не отвлекайте меня, я занимаюсь собой». Играть это очень весело.

- Бывают ли моменты, когда вы теряете вдохновение и сил на сцену не остается?

- Бывает. Но в такой момент ты задумываешься, почему так случилось. Тут вопрос в том: включён ты или не включён. Если ты не включён в работу, в роль, в спектакль, тогда можешь выпадать из творческого процесса. А если ты включён, значит, всё будет хорошо.

- Что является самой большой гордостью в вашей жизни?

ыцы
Ещё студентка, но уже талант! Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- Семья. Вот она сейчас у меня появилась, и я так этому безмерно рада.  Где-то надо брать силы, и именно здесь я их беру. Это моя гордость. Я прекрасно понимаю, что очень сложно жить с человеком, который всё время в театре, которому всё время надо что-то делать. Но моя вторая половинка во всём меня поддерживает.

-  О чем вы хотели бы предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию?

- Быть готовым к тому, что главным в твоей жизни будет театр, что даже  дома ты будешь думать только о театре. И отдавать себе отчёт, что эта работа требует очень большого внутреннего труда, очень большой предварительной работы до прихода на рабочее место, что в каких-то моментах себя приходится ломать психологически.

Многие ведь думают: закончу театральный институт — буду в кино сниматься, в театре играть. А сколько времени и сил уходит на создание спектакля,  даже не задумываются. С работой в театре у тебя уже не будет как таковой обычной жизни. К этому нужно быть готовым.

Досье
Анна КУРОЧКИНА. Актриса Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин» с 2016 года. Окончила Нижегородское театральное училище им. Е.А. Евстигнеева. Лауреат областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа - 2020» в номинации «За творческие достижения в области кукольного театра». Студентка второго курса Екатеринбургского государственного театрального института, специальность «артист театра кукол».

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах