272

Лицом к лицу с актёром. В Лицейском театре завершился «ЧАТ»

Сюжет Омск - театральная и творческая столица
Спектакль Игоря Коротаева получил больше всего голосов.
Спектакль Игоря Коротаева получил больше всего голосов. Лицейский театр

Новорождённый фестиваль решили сделать не конкурсным. Экспертный совет обсуждал каждый из представленных спектаклей, но не выделял победителей или проигравших.

Фестивальная программа неофициально разделилась на две части: самостоятельные работы актеров Лицейского театра и постановки, уже имеющие сценическую историю (гостей фестиваля). В целом о «ЧАТе» можно сказать так: торжество актерской игры, провал режиссуры. В большом количестве работ именно нечуткая работа режиссеров загубила замечательный потенциал молодых артистов (нарочно или случайно в фестивале приняли участие только молодые артисты).

Шукшинских персонажей показал гость из Екатеринбурга, экс-омич
Шукшинских персонажей показал гость из Екатеринбурга, экс-омич Антон Зольников. Фото: Лицейский театр

Мнение зрителей

За спектакли лицеистов можно было проголосовать, зрители высказали своё мнение: хотят ли они видеть каждую из постановок в репертуаре театра.

Всего лицеисты представили на суд аудитории и экспертного совета четыре постановки, три из которых поставил художественный руководитель театра Сергей Тимофеев, и лишь Александр Боткин обратился за помощью к режиссеру омского ЦСД Сергею Захаркину, чтобы воплотить в жизнь моноспектакль по произведениям и письмам Владимира Маяковского «Маяк@». Именно этот спектакль стал самым сильным именно режиссерским высказыванием.

«Маяк@» выстроен как литературная композиция из стихотворений и писем великого футуриста – причем композиция не самая гармоничная, но режиссёрское решение в спектакле весьма симпатично. Маяковский для Захаркина – это человек-эфир. До появления поэта на сцене красуется надпись «Нет сигнала», и лишь с приходом главного и единственного героя начинается «трансляция» - энергии и чувств большой души.

Боткин и его Маяковский были одним целым.
Александр Боткин и его Маяковский были одним целым. Фото: Лицейский театр

Маяковский для Захаркина фигура весьма современная, пусть и появляется герой Александра Боткина сперва в каком-то довлатовском плаще с уродливым следом бутафорской крови в области сердца, но после внешний облик Маяковского изменится неоднократно – сначала он облачится в кигуруми собаки, а потом и вовсе переоденется в женскую юбку, воплощая собой то ли Лилю Брик, то ли изменившегося до неузнаваемости Маяковского. Характер поэта в представлении режиссера – роковый, об этом нам недвусмысленно говорит весьма удачное hard-музыкальное оформление спектакля.

Герой нашего времени

Владимир Владимирович перед зрителями из 2019 года явлен классным, смелым и сумасбродным, вполне героем нашего времени. Но несомненную, казалось бы, сценическую удачу утопило то, что спектакль был невероятно сырой и недоработанный. Судя по всему, у исполнителя было слишком мало времени, чтобы освоится в тексте и «присвоить» высказывания великого автора. Спектакль разваливался прямо на глазах, но несколько раз неожиданно склеивался вновь, когда Александр Боткин выходил на отрывки, к которым у него явно есть личное отношение (например, потрясающе красивая сцена в чтении «Флейты-позвоночника»).

Герой и нашего времени.
Герой и нашего времени. Фото: Лицейский театр

Было бы удачей, если б Александр Боткин доработал вместе с Сергеем Захаркиным спектакль, не оглядываясь на фестивальные дедлайны.

Противоположенный расклад сил был явлен в спектакле «Царевна Лягушка», исполненном Ольгой Урлаповой (постановка Сергея Тимофеева). Невероятную актёрскую природу и проработанный, динамичный образ современной женщины, несчастной, столкнувшейся с жизненными трудностями, а также чуткий слух актрисы к неидеальному драматургическому материалу затмевало архаичное художественное оформление спектакля.

Великолепная Ольга-Царевна

Ольга Урлапова недавно вренулась в Лицейский театр из Санкт-Петербурга.
Ольга Урлапова недавно вернулась в Лицейский театр из Санкт-Петербурга. Фото: Лицейский театр

Беспросветная история: мать 30-летней Татьяны попадает в больницу с тяжёлой формой инсульта, брат-зэк возвращается с зоны, на работе начальник недвусмысленно намекает на интим, а сама Таня годами живет «в коконе» - она закрыта от мира физически, потому что носит на теле огромный ожог в форме лягушки, всю жизнь она облачена только в закрытую одежду и кутается в шарф, чтобы никто не узнал о её внешнем увечье. Атмосфера тяжёлой социальной истории нагнетается уродливыми декорациями, вводящими в ступор, – девушка в комнате со столом, укрытым цветастой клеенкой делает бумажных журавликов и развешивает их вокруг, а над ней – две пары ангельских крыльев… Метафора плоская, неуместная в этом материале. А посреди всего невероятно лёгкая, оптимистичная, эмоционально динамичная Ольга Урлапова…

Как остаться царевной, не превратиться в лягушку?
Как остаться царевной, не превратиться в лягушку? Фото: Лицейский театр

Иллюстративным было художественное воплощение ещё в двух постановках Сергея Тимофеева: в «Зельде» героиня Анастасии Максименко, страдающая шизофренией, делится своей историей в кабинете психиатра, а рассказчик в спектакле «Иду я раз однажды по улице» в гримёрке, увешанной зеркалами, переодеваясь для каждого нового образа за ширмой, нанизывает на струю утекающего песка-времени в часах один за другим рассказы Зощенко, Аверченко и Чехова.

И если в «Зельде» предполагается какое-то решение материала (есть очень точные пластические символы, которые могли бы раскрыть характер бывшей жены Френсиса Скотта Фитцджеральда, но они, к сожалению, не становятся лейтмотивом), то в спектакле Игоря Коротаева режиссёрской надстройки нет совсем, что позволяет считать это уморительно смешное представление скорее эстрадным чтением хорошей литературы, а не театральным высказыванием.

Кстати, спектакль Игоря Коротаева стал абсолютным лидером зрительского голосования, так что, судя по всему, в Лицейском стоит ждать премьеры.

О смерти - по-честному

Честная история немецкого драматурга потрясла зрителей.
Честная история немецкого драматурга потрясла зрителей. Фото: Лицейский театр

Из представленных в афише первого «ЧАТа» постановок других театров выделяется моноспектакль Марины Замысловой из новгородского содружества актеров «КАРМА» «А рыбы спят?». Пьеса немецкого драматурга Йенса Рашке устами 10-летней девочки заводит тонкий и очень честный разговор о смерти.

Прекрасный образец европейской драматурги встретился с аккуратной и крепкой рукой режиссера и с невероятно пластичной актрисой, которая проживает первое столкновение маленькой девочки со смертью, ни на секунду не переключаясь на спекулятивный тон. Только чистые, звонкие интонации, светлый оптимизм и лёгкая грусть от соприкосновения с неведомым. Странно, что возрастное ограничение на этой детской истории стояло совсем не детское, ведь драматург наверняка задумывал эту историю как диалог с подростками.

выфвсыфас
Марина Замыслова уже показывала свой спектакль на фестивалях. Фото: Лицейский театр

Первый сезон «ЧАТа» завершился на позитивной ноте, нам лишь остается ждать следующего фестиваля и новых актёрских соло.

16+

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах