В этом году весь мир (или как минимум его русскоязычная часть) отмечает 200-летие на самом деле великого русского драматурга Александра Островского.
Наверное, именно поэтому на Омск обрушился настоящий «грозопад» - недавно была премьера в ТЮЗе (там, правда, с «Грозой» соседствуют ещё две пьесы Островского, а спектакль называется «Игра в куклы» (16+), «Грозу» же привозили в наш город два столичных театра - «Школа драматического искусства» и «вахтанговцы».
Так как ШДИ и Театр им. Вахтангова гастролировали буквально друг за другом, в небольшой промежуток между ними омской драме пришлось втискивать свою премьеру, которая состоялась 14 -1 4 июня на камерной сцене им. Т. Ожиговой.
Гром вместо звонков
Поставила омскую «Грозу» режиссёр Галина Зальцман (Москва). Она человек известный и титулованный - в 2021 году стала лауреатом «Золотой маски» получила специальный приз жюри «за точность художественных средств и ясность театрального высказывания» в спектакле «Я нанял убийцу» Шарыповского драматического театра.
Сама режиссёр является автором сценической версии, то есть она переложила «Грозу» так, как видела её (но при этом язык Островского сохранён, режиссёр лишь сократила часть неглавных персонажей и сжала сюжет так, чтобы перед зрителем максимально раскрылась сама Катерина, её боль и трагедия).
Зрителя с самого начала погружают в «Грозу» - вместо звонков звучат раскаты грома, а стандартную информацию про отключение звука телефона выдаёт актриса Ирина Герасимова голосом своего персонажа – Кабанихи. Этот ход придумал композитор спектакля Ванечка («Оркестр приватного танца»). Он рассказал, что в спектакле звучат 6 различных видов грома – за раскатами специально ездили в Институт изучения звуков и забрали те виды грома, что записаны на территории нашей страны.
Закольцованный сюжет
…Сюжет закольцован – и в начале, и в конце полуторачасового спектакля перед нами почти обезумевшая в своём отчаянье Катерина, замершая перед своим последним роковым шагом в бездну. Как о счастье, она мечтает о могилке, где покойно, поют птички, которые наверняка выведут птенцов. Самой Катерине этого счастья материнства уже не узнать - она всё решила.
«Она пытается вспомнить, где была точка невозврата. Она же светлый человек и верит в Бога, а тут она чувствует, что хаос её забирает, и она не может ему противостоять», - говорит режиссёр.
Хаос - это голоса, которые всё время преследуют молодую женщину, - некий хор скоморохов, нашёптывающий гадости и время от времени поющий вроде бы русские народные, но уж какие-то очень издевательские по своему содержанию именно по отношению к Кате песни. По мнению режиссёра, эти голоса, этот морок - отсылка к язычеству.
«Вообще, язычество имеет сказочную форму, поэтому эти языческие мысли в сказочной форме и приходят, - говорит Галина Зальцман. - И медведь приходит, так как он классический образ жениха в русском фольклоре. Правда, в христианстве есть одна из ветвей, которая считает, что разные животные - это и есть Христос, в том числе медведь. Ещё неизвестно, кто её манит: ей кажется, что ад, но на самом деле - кто что увидит». Кстати, именно из-за этих мотивов режиссёр определила жанр спектакля как «сказочка».
Мягкая власть Кабанихи
Увидят зрители и ту, кто физически, а не в голосе самой Кати, подталкивает её к роковому шагу – это свекровь, Кабаниха. Как потрясающе Ирине Герасимовой удалось передать все нюансы! Её Кабаниха говорит вроде бы спокойно и ласково, но в секунду её голос меняется на властный так, что у зрителя (не забываем, что зал-то камерный) кровь стынет в жилах.
«Такая мягкая сила, внешне очень ласковая подача, за которой стоит абсолютное зло, немилосердие. На этом стыке рождается довольно страшный образ. Милая, ласковая внешне, но то, что она говорит и делает, страшно», - продолжает рассказ режиссёр.
Рай или ад?
… Катерина заканчивает жизненный путь, но уходит вдаль с надеждой, что мы, зрители, её поняли и простили. Как говорит Галина Зальцман, эта трагедия вне времени, и поэтому Островский будет всегда актуален. Ведь каждый из нас когда-то делает выбор.
«Любовь, хоть она и хаос, даётся нам не просто так. Она от Бога. Однако нам, потерявшим рай когда-то давным-давно, очень сложно понять подарок в виде такой любви, которая может быть послана нам после того, как мы в земном законе обрели спутника. Получается, что земному закону мы изменяем, а Божественному - нет», - заключает режиссёр. И в подтверждение её слов на сценах то ли ангара, то ли церкви, где всё это происходит, появляется проекция райского сада и Адама с Евой…
В спектакле заняты народный артист России Михаил Окунев, артисты Ольга Беликова, Ирина Герасимова, Наталия Запивохина, Артём Ильин, Игорь Костин, Олег Берков, Иван Курамов, Александр Соловьев, Мария Макушева, Анастасия Ешкова.