Примерное время чтения: 8 минут
438

Как проходит «лямур». Спектакль по Шукшину признан экспериментальным

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аиф в Омске 24/10/2018
Финальная сцена из спектакля про письма одинокого человека.
Финальная сцена из спектакля про письма одинокого человека. / Юрий Авдеев / Из личного архива

Его режиссёр Юрий Авдеев рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», как нынче живётся артистам из народа и зачем нужны любительские коллективы.

Мало выучить текст

Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Юрий Геннадьевич, как появился театр «Сотоварищи»?

Юрий Авдеев окончил режиссёрское отделение Алтайского государственного института культуры.
Юрий Авдеев окончил режиссёрское отделение Алтайского государственного института культуры. Фото: Из личного архива/ Юрий Авдеев

Юрий Авдеев: В мае1961 года отыграли спектакль «20 свадеб в один год» по пьесе Ю. Петухова. Его посмотрела комиссия из областного управления культуры, и 18 сентября 1962 года самодеятельному драматическому коллективу из города Называевска было присвоено звание «Народный». Это и считается днём рождения театра. Режиссёром стал талантливый Сергей Курышев. Представьте себе, театр из сибирской провинции под его руководством едет в Москву и на сцене Кремлёвского театра играет спектакль «Гордячка» по пьесе Тамары Ян! Потом опять же в столице, но уже на сцене театра имени Пушкина, показывает спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому.

- Это был прямо костюмный спектакль и в декорациях?

- Конечно! Для называевцев имя Курышева легендарное. Был он человеком дерзким, острым на язык, за что, видимо, и «съели». В народных коллективах наличие режиссёра очень важно, а когда Курышев уехал, театр рухнул. Были попытки его реанимировать, но, что называется, всплесками. Пока  не пришла Людмила Иванова, моя одноклассница и однокурсница. Сейчас она во главе всей Называевской культуры. И именно наш театр стал родо­начальником областного фестиваля любительских театров «Театральные встречи», которому нынче исполнилось 23 года, а летопись начинается со спектакля-победителя - «Пролетарская мельница счастья». Его мы поставили вместе с Людмилой Николаевной.

- Вы где-то подсмотрели  эту идею?

- Да. В 1995 году наш театр поехал на фестиваль «Театральная осень на Байкале» в Иркутск со спектаклем «Живи и помни» по Распутину. Время было непростое, зарплату не платили, в бюджете района дыра. Но Владимир Забрасаев, на тот момент глава района, пришёл, стукнул по столу и сказал: «Поедете! Пусть о Называевске ­узнает страна». 13 миллионов нашёл, в то время инфляция была жуткая.

- Выходит, человек понимал, что узнаваемость территории можно достичь и с помощью театрального коллектива… Бренд сейчас ищут, театр «Сотоварищи» мог бы им стать?

- Почему бы нет. О нас знают в России. В 2016 году мы стали «Заслуженным коллективом народного творчества РФ», а название «Сотоварищи» по-явилось в январе 2017 года.

Бить и целовать надо всерьёз

- Что в работе режиссёра было для вас сложным в то время, когда вы пришли в театр?

- Репетиции! Нужно было поломать представление артистов о самом процессе. Они ворчали: «Я слова выучу, дома перед зеркалом расскажу и достаточно». - «Ну уж нет, с выученным текстом вы не будете просто ходить по сцене, - сказали мы с Людмилой Ивановой. - Будете играть».

В театре ничего просто так не делают. Если ты целуешься, то целуйся, если бьёшь по лицу, то бей. В студенчестве отыгрывали такой этюд, в котором мне по лицу били 26 раз, чтобы добиться нужной эмоции.

- Есть же имитирующие приёмы…

- Это любительщина! Это репетируется на занятиях по сцендвижению - и то для того, чтобы отыграть гротесковый момент, или с детьми - не будешь же лупить по ребёнку.


В НАЗЫВАЕВСКЕ В ДЕНЬ ПРЕМЬЕРЫ АНШЛАГИ.


- Вы учились в Барнауле. Как вас родители отпустили в чужой город одного?

- Я всегда был самостоятельным. Сказал, что поеду в институт культуры, только не знал: то ли на актёра, то ли на режиссёра. Отец пошёл на ж.-д. вок­зал, спросил, сколько ехать до Барнаула. Был вечер, ему сказали, что будет ваш сын в Барнауле в 9.30. Всего-то ночь! Я и две мои одноклассницы (одна из них Людмила Иванова) сели в общий вагон, поехали. Полдесятого наступило, а Барнаула нет. Приехали почти через сутки, в 21.30, а у нас только адрес института на листочке. По­шли искать гостиницу.

Видим - красивое здание, по-английски написано. Не знали, что могут быть гостиницы для иностранцев. Двери стеклянные, автоматически распахиваются. Это сейчас они сплошь и рядом, а тогда в диковинку. Нашли вход, девчонки рухнули на диваны: устали. Я к администратору - переночевать хотим. Женщина на рецепшене была такая, как в карикатурах: бигуди, очочки. И мне на табличку указывает, а там классическое «Мест нет». И только ахнула, когда узнала, что мы одни, без родителей. Правда, ночевать пустила, стоил номер 2,5 руб. в сутки. Я потом за 15 рублей в месяц снимал квартиру.

- И вас сразу зачислили в вуз?

- Читал Михалкова «Кот Тимофей - открытая душа». Только первую строчку и произнёс. Спросили, знаю ли я, кто такой Станиславский, ответил - конечно. А Немирович-Данченко - это один человек? Я сомневался, ну раз спрашивают, ответил - один. А как они познакомились? Все знают, что это было в ресторане «Славянский базар». Накануне девчонки учили что-то такое, но из всего я запомнил только «базар». Я был наглым, поэтому уверенно ответил: «На базаре». Комиссия уже начала, что называется, «колоться». Меня взяли по большому счёту потому, что «штаны», парень. Сейчас всё по-другому, нужно всерьёз готовиться.

«Катастрофически театральная»

- У вас такие спектакли, что трудно назвать вас любителями. На фестивале вы отыграли «Лямур пердю, Иван Сидорович!» и взяли Гран-при…

- В основе - пьеса Олега Богаева «Русская народная почта», я её прочёл, и она меня не впечатлила. Говорят, её отыгрывал Табаков, но я той постановки не видел. Хотел давно поставить спектакль по рассказам Шукшина, выбрал «Три грации», «Сапожки», «Миль пардон, мадам» и «Бессовестные». Мне подумалось: а что если Богаева и Шукшина объединить? Написал инсценировку, месяца четыре мы репетировали.

- Название для русского уха необычное, как выбирали?

- Переводится просто: «Любовь проходит». Герой решил выучить французский язык, и это выражение его ужасно веселит. Это пожилой мужчина, которому хочется общаться, да не с кем. И он берётся писать сам себе письма: от старых приятелей, от главного редактора телевидения, от королевы Англии, а в конце и от клопов. Представляете, многомиллиард­ная планета, а люди одиноки.

- Ходят ли на спектакли люди в Называевске?

- В Называевске в день премьеры аншлаги. Для наших зрителей спектакль - событие. Они принаряжаются, это выход в свет. Публика у нас катастрофически театральная. По районам ездим. Наши поездки оплачиваются из бюджета района. Сами понимаете, мы на билетах там точно не заработаем. Я бы сказал, что мы ездим, как агитбригады из прошлого. Не хочу говорить пафосно, но мы пропагандируем искусство.

Досье
Юрий Авдеев родился в Называевске, окончил режиссёрское отделение Алтайского государственного института культуры. С 1990 по 2000 годы - учитель Называевской средней школы № 2, затем специалист информационного отдела администрации Называевского района. С апреля 2000 года - редактор газеты «Искра», директор (редактор) ГУ «Редакция газеты «Наша Искра», главный редактор БУ «Редакция газеты «Наша Искра». Член совета редакторов районных газет. Режиссёр театра «Сотоварищи».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах