Примерное время чтения: 8 минут
472

Драма в пластической обёртке. Такой подарок приготовил омичам Дом актёра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Омске № 8 22/02/2023
Авторы и актёры постановки
Авторы и актёры постановки "Наваждение" всего за девять месяцев воплотили его из идеи в жизнь. / Виктория Григорец / Из личного архива

Режиссёры проекта и авторы сценария, дебютанты в театральной среде, педагоги в студии современной хореографии Dance Move Дарья Балашова и Мария Кот объединили свои смелые идеи, организаторские способности, харизму и талант в дуэте the.MANKA и сегодня готовы представить омичам на большой сцене свою первую работу – пластическую драму «Наваждение».

О том, как родилась идея создания спектакля и насколько успешно удалось воплотить её в жизнь через танец, музыку и непрофессиональный режиссёрский взгляд; о чём поведает премьерная история и кто передаст публике мысли авторов со сцены - об этом на культурном завтраке в ресторане «Где же кролик» рассказали создатели и актёры постановки.

Что за наваждение такое?

«Спектакль о борьбе, любви и эгоизме через призму обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР)», - так лаконично характеризуют авторы свой проект. И если первые строчки этого предложения понятны каждому, в жизни не раз приходилось сталкиваться с этими чувствами, то последние слова, звучащие по врачебному, приходилось слышать не всем. ОКР – это психическое расстройство, выражающееся в навязчивых мыслях, образах и повторяющихся действиях. Отсюда вытекает и название пьесы – «Наваждение».

Бывшие одноклассницы Мария Кот и Дарь Балашова создали творческий дуэт
Бывшие одноклассницы Мария Кот и Дарья Балашова создали творческий дуэт the.MANKA . Фото: Из личного архива/ Виктория Григорец

А вот выбор основы сюжета, на первый взгляд, не совсем понятен. Кому интересно смотреть сцены о жизни не совсем здоровых людей? Но стоит задуматься, а не доводилось ли тебе самому испытывать тревожность, страх, депрессию? А ведь это тоже тревожные звоночки нарушения психического здоровья. В современном мире эта тема актуальна и всё большее число людей, особенно среди представителей молодёжи, не стесняются говорить об этих проблемах и обращаться за помощью к специалистам. На это и сделали ставку начинающие режиссёры.

«Людей с ОКР не нужно считать изгоями и думать, что они где-то далеко. У каждого из нас может в разной степени проявляться подобное расстройство. Этого не стоит бояться и принимать категорично. Нужно научиться принимать себя таким какой ты есть и самосовершенствоваться, прорабатывать в себе какие-то комплексы, чтобы это не привело к тяжёлым последствиям.

Мы не психологи по образованию, а тема достаточно острая и поэтому в процессе работы постоянно консультировались с психологами-практиками. Вот такая «терапевтическая» цель, - поясняет режиссёр и автор проекта Дарья Балашова. - Совместно с этим проектом мы планируем продвигать свой телеграм-канал, где будем сопровождать его различными тематическими материалами, предоставив таким образом зрителям возможность для дальнейшего погружения в эту историю».

Цепляющая авантюра

Драму девушки представят в пластической обёртке. Хореография – это то направление искусства, в котором постановщики являются профессионалами. Выражение своих мыслей языком тела иногда воспринимается лучше, чем слова. Но в пьесе всё же нашлось место для текста и для музыки. Для музыкального сопровождения спектакля выбрали Russian indie.

«Для себя мы определили реализацию проекта как процесс появления на свет ребёнка. От этапа зачатия идеи до выхода постановки в свет пройдёт ровно девять месяцев. Идея создания спектакля пришла случайно. Театральная постановка – своего рода авантюра, а это то, что мы любим и поэтому это зацепило, увлекло и не перегорело, - говорит режиссёр и автор проекта Мария Кот. -  Срабатывает дух сотрудничества, сплочённости, единого мышления. В процессе написания сценария мы буквально договаривали начатые фразы друг друга, ни разу не возникло разногласий».

Режиссёры и актёры быстро нашли общий язык
Режиссёры и актёры быстро нашли общий язык. Фото: Из личного архива/ Виктория Григорец

Любовь или эгоизм?

Не обошлось в молодёжном проекте и без любви. Главные и единственные роли в спектакле -мужская и женская, причём персонажи без имён. С выбором актёров проблем не было. Исполнительницей героини стала бывшая однокурсница режиссёров Елена Жучкова. Сегодня девушка преподаёт хореографию воспитанникам Центра художественной гимнастики «Grace».

Не возникло у неё проблем и с обучением пластике партнёра в танце – актёра омского государственного драматического «Пятого театра» Дмитрия Исаенко. Его Дарья и Мария нашли при проведении своеобразного кастинга, просматривая фото омских актёров. Единогласно проголосовали «за» и сделали предложение, перед которым Дмитрий не смог устоять.

«Я падок на предложения. Согласился, не зная даже на что подписываюсь. Когда начали репетировать - понял, что всё не так просто, как показалось на первый взгляд. Для меня эта роль - определённый вызов. Ещё никогда мне не доводилось участвовать в таком большом количестве парных танцев. Одно дело, когда ты танцуешь в коллективе, а другое - парно или сольно. Но выйти на диалог с таким профессионалом, как Елена, легко. После трёх репетиций уже чувствовали друг друга, не было никакого напряжения, быстро сошлись характерами, - признаётся Дмитрий.

– В спектакле и большая драматическая нагрузка. Играя роль, задумался над тем, а сколько у меня таких расстройств, и понял, что их достаточно. К примеру, пью воду и считаю глотки. У персонажа моего, конечно, ОКР развито очень сильно и ему требуется помощь, потому что самому ему с этим уже не справиться. Вся его жизнь – создание привычек для борьбы с психическими расстройствами. У него с каждым действием связан определённый ритуал».

Несмотря на свою необычность, главный герой мечтает встретить свою половинку, обрести любовь и счастье. Этого желает и Она. Так одинокие сердца находят друг друга.

«Моя героиня постоянно искала чистую любовь, но её мать подбрасывала другие варианты -богатых, состоятельных мужчин. Она убегала от таких отношений, и уже отчаявшись в поиске настоящих чувств, встретила своего героя.

Она влюбляется, надеется на серьёзное будущее, но в ходе общения начинает замечать расстройства любимого человека; пытается с этим смириться, но не выдерживает и уходит. Она бы могла ему помочь победить его расстройства, но здесь уже сыграл роль эгоизм. У них обоих свои установки на жизнь, которые они не захотели корректировать друг под друга. Каждый выбрал себя», - рассказывает Елена.

Танец любви...Что может быть красивее?
Танец любви...Что может быть красивее? Фото: Из личного архива/ Виктория Григорец

Решение за зрителем

Кстати, финал спектакля по замыслу авторов остаётся открытым. Зрителю предоставлена возможность самостоятельно решить для себя исход этой драматической эстетически привлекательной истории.

«Свежо, необычно, оригинально. Для Дома актёра такие проекты – гордость. Наша миссия – развивать театр, предоставлять возможность молодым творцам ставить рискованные эксперименты, делать пробы, и мы даём им такую возможность, делая ставку на оригинальность. Спектакль «Наваждение» - один из таких проектов, - считает зампредседателя Омского отделения СТД РФ по развитию Дома актёра Наталья Швирст.

- Это социальный театр. Каждый участник постановки привнёс в эту историю что-то личное. После просмотра спектакля трудно уйти равнодушным, потому что кроме эстетики, красивых танцев и музыки, талантливой игры актёров, в голове рождается много смыслов, которые могут развернуть ракурс мышления. Если ты ищешь спасения где-то на стороне или обвиняешь кого-то в своих проблемах, то после просмотра начинаешь задумываться: может быть, всё в этой жизни зависит от самого себя».

18+

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах