Что взрослые помнят о своей подростковой юности? Бунт против родителей (если, конечно, пытались оказать им открытое сопротивление)? Тайком выкуренную сигаретку? Влюблённость в одноклассницу? Первый поцелуй? А кто-то помнит, что был в школе белой вороной? Что его не любили и игнорировали? Не приглашали даже на те вечеринки, где были все?
Всё это есть и в жизни сегодняшних подростков. Они также влюбляются и ненавидят, тоже чувствуют себя изгоями, даже если внешне благополучны. И именно об этом новый спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!», поставленный Виталием Романовым в театре «Студия» Любови Ермолаевой».
История с постановкой
«Задумка появилась больше года назад, - рассказывает режиссёр Виталий Романов, - но в силу разных причин спектакль тогда поставить не получилось. Минувшей осенью мы вновь вспомнили о нём, когда проходила «Лаборатория современной драматургии «Ты не один». Именно эта пьеса как нельзя лучше подходила для наших целей – она современная, о подростках и для них. В рамках «Лаборатории» мы показали эскиз, 98% зрителей проголосовали за то, чтобы спектакль вошёл в репертуар. Теперь уже мы не имели права его не поставить».
Интересно, что это некий симбиоз, «инсценировка инсценировки», как говорит режиссёр, потому что вначале появился роман Вольфганга Херндорфа, затем пьеса Роберта Коаля, которую уже поставили несколько российских театров. Как рассказал Виталий Романов, в каких-то сценах ему было мало пьесы, поэтому он использовал текст из романа, но в целом всё равно пьесу подсократил примерно на 40%. Но это, если честно, ничуть не ухудшило постановку: она динамична и прекрасно укладывается в отведённое ей полуторачасовое одноактное действие.
Сюжет спектакля «Чик. Гудбай, Берлин» и прост, и сложен одновременно и наверняка каждый зритель увидит в нём что-то своё. Итак, одинокий, не имеющий друзей 14-летний Майк (Иван Минеев) живёт во внешне благополучной семье. Но так лишь кажется, потому что родители давно уже ненавидят друг друга, мать пьёт, отец почти в открытую крутит роман с секретаршей. В школе Майка не замечают одноклассники, у него даже нет прозвища.
Два изгоя
Однажды в классе появляется Чик (Евгений Сизов) – такой же изгой, как Майк. Но если Майк хотя бы внешне благополучен, то Чик весь год ходит в одной рубашке, выглядит неопрятно, не отвечает на вопросы педагогов и вообще он из России, а там, как известно, едва ли не каждый второй из мафиозного клана.
В момент, когда у Майка было особенно плохо на душе, Чик приезжает к нему на угнанной «Ниве» и зовёт покататься. И два подростка, не имея ни прав, ни карты, ни еды отправляются в некую Валахию – по мнению Чика, там живёт его дедушка. Майл объясняет, что Валахия – это идиоматическое выражение, нечто вроде «у чёрта на куличках», но парни уже полны решимости посмотреть мир.
1% добрых людей
Их не будет дома целую неделю, и никто не хватится, ведь они никому не нужны. А они встретят много хороших людей и поймут, что мир…добрый. Как говорит Майк, родители учили его, что никому нельзя доверять, что вокруг одни обманщики – таких среди людей 99%, но почему-то этим двум подросткам в пути попадались представители именно малочисленного 1% добрых людей. Они кормили, предлагали помощь, вытаскивали из передряг. И ребята поняли, что мир на самом деле не настолько враждебен к ним, что важнее любых благ их дружба и что они оба не пойдут на предательство ради собственного благополучия.
Спектакль решён минимальным реквизитом: на сцене диван, который превращается в машину, да пара скамеек. Режиссёр сделал это намеренно: условный автомобиль едет по условной дороге, возникающей на экране. Но при этом актёры настолько органичны, что зритель верит во всё происходящее. Кстати, всем актёрам (кроме главных героев, разумеется) приходится исполнять по несколько ролей, и они с этим блестяще справляются. В спектакле заняты Полина Фофанова, Ирина Разумова, Виталий Сосой, Дмитрий Трубкин, Евгений Хабиров, Валентина Борисова, Дмитрий Жалнов.
О неуспокоенности
Пьеса многогранна и многослойна. Здесь и вопросы взросления и осознания своего я, взаимоотношения со сверстниками и первая любовь, вечный спор поколений, конфликт с законом… каждый увидит и услышит что-то своё. А режиссёр считает, что этот спектакль – о неуспокоенности.
«И взрослые иной раз чувствуют себя, как в колее, - говорит Виталий Романов. – В одном городе родились, прожили и никуда не выезжали. При этом часто понимают: с ними что-то не так. А эти ребята, которые думали примерно также, взяли и выпрыгнули из колеи. Вот об этом пьеса – чтобы в человеке не пропадало чувство исследователя, чтобы он не зарывался в рутине, чтобы была в нём некая неуспокоенность».
16+