aif.ru counter
621

Балетный рай. Сергей Флягин рассказал о своей жизни и танце

Сергей Флягин танцует с 4-х лет.
Сергей Флягин танцует с 4-х лет. © / Из личного архива

Накануне 70-летия Омского государственного Музыкального театра, omsk.aif.ru пообщался с Сергеем Флягиным, у которого в трудовой книжке только одна запись.

В одном театре 

Ксения Белодедова, «АиФ-Омск»: С чего у вас началось увлечение балетом?

Сергей Флягин: Моя мама занималась балетом в Омске. Она очень хорошо танцевала, и ей сказали, что её примут учиться в Новосибирское хореографическое училище без экзаменов, но её мама не отпустила в другой город. На этом хореографическая карьера закончилась. Она окончила музыкальное училище имени В.Я. Шебалина по классу фортепиано и теории музыки, а свою мечту стать артисткой балета воплотила во мне. Я танцую с 4-х лет. Мой отец был военнослужащим, поэтому мы часто переезжали и жили в разных городах. В хореографическое училище я поступил в Улан-Удэ. Там я прожил пять лет в общежитии, потому что отца снова перевели в другой город, а я хотел окончить учёбу. В результате я получил профессию «артист балета».

У Сергея Флягина есть своя балетная студия.
У Сергея Флягина есть своя балетная студия. Фото: Из личного архива

- Как вы оказались в Омске?

- Мои родители омичи, и мы часто ездили в Омск к дедушкам и бабушкам. Во время одной из поездок мы зашли в Музыкальный театр, и меня показали главному балетмейстеру Станиславу Колеснику. Он сказал, что я могу прийти работать в театр, поэтому после окончания училища я приехал в Омск. 9 сентября 1993 года я официально стал артистом балета Омского государственного музыкального театра. Вся моя карьера сложилась здесь. Считаю, что не нужно бегать с места на места, как сейчас многие делают. Кто-то гонится за рублём, кто-то за поездками, не думая о будущем. А ведь каждому нужно место, где он мог бы спокойно работать и строить свою профессиональную карьеру. К тому же, век артиста балета короток – у нас есть всего 20 лет, за которые можно что-то успеть… К 40 годам мы уходим на пенсию.

-Чтобы стать артистом балета, нужны особые данные?  

- Знаете, у кого есть природные балетные данные, те как правило, ленятся. Это такой закон подлости, наверное, - кто может, тот не хочет. А у меня практически ничего не было, - только музыкальный слух, артистичность и хороший прыжок. Всего остального я добился своим трудом. Надо отдать должное моей маме, которая меня постоянно заставляла работать над собой.

- Помните свой первый спектакль?

- Честно говоря, свой первый спектакль точно не помню. Когда я пришёл в театр, я сразу попал во «взрослую» среду, где меня прозвали «малым». Мне повезло с коллегами, которые были не начинающие артисты, как я, а именитые, например, Виктор Тзапташвили, Олег Карпович, Наталья Торопова, Зухра Останкова, Елена Шихова. Были у меня и прекрасные педагоги – Людмила Кондрашова, Александр Шелемов и балетмейстер – Станислав Колесник. Я старался учиться у мастистых артистов. Конечно, сразу у меня не было сольных партий, да и не мог я их танцевать, потому что многого не умел. Начинал я рядовым артистом, танцевал вместе со всеми. А ведущим, я стал можно сказать, случайно. Самым значимым спектаклем для меня стал «Щелкунчик». Ещё в училище я танцевал этот балет. А в театре, случайно узнав об этом, ведущая артистка балета Вера Фильянова, предложила руководителю балетной труппы, мою кандидатуру. А вообще, сначала у меня были премьеры почти каждый день, и это было своего рода праздником, как для меня, так и моих коллег по творческому цеху. Ведь мы заняты не только в балетных спектаклях, а также в хореографических номерах опер, оперетт и мюзиклов.

Артисты балеты, как правило, кушают только вечером.
Артисты балеты, как правило, кушают только вечером. Фото: Из личного архива

-То есть артисты балеты отмечают что-то как обычные люди?

- Конечно! От всех остальных мы отличаемся только тем, что работаем в праздники. У нас единственный выходной – понедельник.

- Расскажите, каков типичный день артиста балета?

- Наш рабочий день длится 8 часов. Каждый день мы приходим в театр к 10 утра к балетному станку, кроме понедельника. Любой хореографический коллектив не может обойтись без таких ежедневных репетиций. Мы обязаны держать себя в форме. В 11.00 у нас начинается работа с кордебалетом, а после в 13.00, с солистами. Далее до 17.00 перерыв, и затем вечерний спектакль или репетиция. За 45 минут до начала представления мы обязаны быть на рабочем месте, чтобы привести себя в порядок, разогреть мышцы и нанести грим. 

Искусство и «доширак»

-О том, что едят артисты балета, ходят легенды. Как вы питаетесь?

- Я ем всё. А вообще мужчинам желательно питаться хорошо. У нас непостоянный график, и обедать в одно и то же время нам сложно. Как правило, мы утром и днём почти не питаемся, и наедаемся только вечером. Перед спектаклями много не съешь, иначе будет тяжело. На диете не сидим. За один спектакль я могу сбросить килограмм - полтора. Во время подготовки постановки балета «Шинель» я сбросил за полтора месяца килограмма четыре... Вообще, в еде я непривередлив, могу обойтись и «чойсом». Девушкам сложнее, потому что их нам поднимать.  Заслуженная артистка России Наталья Торопова, с которой мы много танцевали, за неделю до спектакля сидела почти на одной воде, чтобы было легко партнёру.

Во время спектакля часто происходит много забавных случаев.
Во время спектакля часто происходит много забавных случаев. Фото: Из личного архива

-Расскажите о своей жене, как вы познакомились?

- Моя супруга не артистка балета, и это хорошо, потому что большой риск и героизм выдержать на протяжении всего творческого века жену или супруга – артиста балета. Конечно, есть такие пары, но это тяжело. Правда, работаем мы вместе – руководим одним творческим коллективом. Лена мне благодарна, что я привёл её в мир балета, и думаю, что какие-то нюансы она теперь понимает даже лучше меня.  Я всегда прислушиваюсь к её мнению и считаю её бойцом невидимого фронта. Вместе мы уже 13 лет, нашему сыну Серёже - 9 лет.  

-Вспомните какие-нибудь забавные случаи, которые происходили с вами на сцене.

-О, их было много! Забавный случай был на оперетте «Королева чардаша», когда надо мной подшутили артисты мужского балета. В спектакле есть момент, где все артисты должны были сделать поклон и уйти за кулисы. Но мне сказали остаться с народной артисткой России Валентиной Шершнёвой, подать ей руку и уйти вместе с ней, что я и сделал, но она на меня удивлённо посмотрела, как бы говоря «что стоишь, иди отсюда». Я поворачиваюсь в сторону кулис и вижу, как там все стоят и надо мной смеются. Часто бывает, что на заднем плане во время спектакля кто-то проходит. Как-то раз во время исполнения адажио в балете «Лебединое озеро» прошла уборщица в камуфляжной одежде. При этом она даже не смотрела в зал, а просто шла и что-то подметала. Сейчас строже за этим следят, а раньше неопытные сотрудники часто могли пройтись по «заднику» во время спектакля. Но такое случается во многих театрах.

-Где в Омске дети могут заниматься балетом?

- Я считаю, что Омск – театральный город. У нас много театров и творческих студий. Есть в городе и школы искусств, в которых есть хореографическое направление. Правда, лучше, чем в профессиональном балетном училище, артиста нигде не подготовят. В Омске, к сожалению, его нет. У меня есть своя театр-студия балета, в которой я занимаюсь с детьми и подростками. Кто-то считает, что балет – это «ад», но для меня это «рай», потому что я могу сказать, что состоялся как артист! Думаю, что в будущем моему сыну будет приятно похвастаться своим папой. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах