Фантастический рассказ Фёдора Достоевского «Сон смешного человека» режиссёр Ольга Постоногова трансформировала в спектакль с сокращённым названием «Смешной человек» - и тем расширила рамки одного фантастического момента до вселенских масштабов человеческого бытия.
По сюжету человек-чудак поздним вечером по пути домой принимает решение застрелиться, но встреча с девочкой, от чьего призыва о помощи он отмахнулся, уводит его в моральные терзания, под которые он с пистолетом в руках засыпает в своей комнате. Во сне герой перелетает в мир счастливых людей и посвящает их в несовершенный земной мир со знаниями-страданиями, а в итоге некогда счастливые стали глядеть друг на друга волком. Для самого «гостя» сон разума обернулся… Чем? Это стоит узнать-увидеть-услышать лично.
Одна звёздочка
Идея застрелиться пришла человеку в голову после созерцания одинокой звезды на небе. Звёздочка в исполнении миниатюрной Ксении Огарь в белом костюме с летучей накидкой порхала, словно невесомая, на фоне чёрно-металлической декорации (вполне себе мир без прикрас и сумрачный небосклон). Она же в роли встречной девочки в платке из накидки будто собрала все земные страдания. И голос её звенел - добавляя то света в пространство, то боли.
Об одиночестве, познании себя, вере, любви, цели в жизни - по-разному каждый из артистов определил своё понимание философской фантазии Достоевского (о чём рассказали на творческой встрече). Но сошлись в одном - что в судьбе каждого есть своя путеводная звёздочка-девочка, которая убережёт в трудный миг.
Два солнца
Солнечное озарение случилось с отчаявшимся смешным человеком, когда он познал Истину. Причём трагичную - «вокруг всем всё равно, потому и жить бессмысленно». Но это познание вдруг облегчило непростую жизнь, над которой все смеялись, и лицо его озарилось светом. Светлыми были его улыбка, одежда, музыка, вокал и даже застывшая задумчивая поза.
Второе солнце взошло в момент перемещения смешного человека в иной мир. Там у всех встречных - тёплые взгляды, радость на лицах, нежная пластика и детская непосредственность. Хореографические этюды (душ человеческих, ангелов) оригинально и ярко отразили атмосферу любви, доброты. доверия, ласки, за что спасибо - молодым артистам-студентам, хореографу и режиссёру.
Три космоса
От просветления литературного героя к успеху сценической постановки - тысячи нюансов. Но есть несколько главных в творческой судьбе.
Исполнитель главной роли: Олегу Беркову удалось отразить свет и мрак жизни своего героя, добиться лёгкости в тяжёлых словесных кружевах классика. Как будто он не выучил чужой текст, а говорил свои собственные мысли, про себя. Как сумел? Определения не найти - необъяснима категория «талант».
И антураж для монологов героя! Чёрное пространство, эхо смеха, лепетание персонажей, объятия Звёздочки... А ещё танцы с гимнастикой, шарики-выстрелы, полотна-деревья… О, фантазия режиссёра Постоноговой!
По признанию некоторых зрителей, в какие-то моменты им хотелось одновременно уйти и… остаться. Эмоции метались от радости до давящей тревоги. Остались! А потому, что во всем была сумасшедшая органичность! С режиссёром и актёрами одним целым оказались и художники (постановщик и по костюмам), и хореограф, и звукооператор.
Команда творцов - космическая сила!
Четыре секрета «до»
Да, Достоевский непрост. Путь к нему - шаг за шагом. И в нужный момент он откликнется. Через одного - к другим, через восемь актёров - к сотням зрителей…