Примерное время чтения: 5 минут
773

Печорин в песках: «Пятый театр» показал омичам «Героя нашего времени»

Печорин в спектакле оказался раздет.
Печорин в спектакле оказался раздет. Омский Государственный Драматический Пятый театр

Такого Печорина омичи ещё точно не видели: лермонтовский герой в премьерной постановке «Пятого театра» оказался раздет, слегка залит водой и посыпан песком. Однако не спешите делать выводы о современном взгляде на классику – в этом спектакле есть над чем задуматься.

От классической лермонтовской истории «Пятый театр» оставил лишь образы - живые, дерзкие, ошеломляющие своей простотой и прямотой. Из этих образов, словно из кусочков мозаики, складывается нечто совершенно новое. Режиссёр постановки Денис Хуснияров называет получившееся театральное действо «Предчувствие Лермонтова».

Премьера «Героя нашего времени» в «Пятом театре». Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Убили чайку  

Здесь нет канонов драматургии, а роли актёров – это некие творческие импровизации, отправной точкой которых стали произведения Лермонтова. Спектакль словно карточная колода, где режиссёр в произвольном порядке смешивает пространство, время и даже самих персонажей. На лицах зрителей можно прочитать откровенное недоумение, когда Печорин вдруг становится Грушницким, Бэла превращается в Нину, а Нина – в Мери. Когда сцены «Героя нашего времени» сменяются «Демоном» и «Маскарадом».

Когда Печорин из дуэльного пистолета убивает чайку, княгиня Лиговская уговаривает его жениться на дочери, а князь Звездич рассказывает Арбенину хармсовский анекдот про Пушкина… На первый взгляд – несуразица, абсурд и странный творческий эксперимент. На второй, здесь можно разглядеть отчаянное желание режиссёра уйти от шаблонного прочтения классики и вывернуть Лермонтова наизнанку.

Премьера «Героя нашего времени» в «Пятом театре». Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

- Постановки, которые я видел, все какие-то литературные, - считает режиссёр Денис Хуснияров. - Они как дань поэту. Какого-то театрального поиска, где есть страсть, не встречалось. Мне кажется, что Лермонтов очень страстный автор. Его нужно раскрывать через какую-то экспрессию. Его слово слишком идеально, слишком литературно. Когда его произносишь, оно не пропадает. Нужно его через природу артиста подавать и через пластику.

Пластики, танцев и движений на сцене много. Они – связующее звено всех мизансцен и практически самая сильная и зрелищная сторона спектакля. Актёры демонстрируют отличное владением танцевальным стилем  contemporary. Получается некая шаманская мистерия то под звуки вальса, то под этническую музыку. Хореографию в «Пятом театре» осваивали с Натальей Каспаровой, художественным руководителем Санкт-Петербургского дома танца «Каннон Данс».

Предчувствие

Сценическое пространство также довольно экспериментально. Первобытный хаос из песка и воды, на удивление, гармонично сочетается с манекенами, которые одеты в костюмы эпохи Лермонтова. 

Премьера «Героя нашего времени» в «Пятом театре». Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Впрочем, костюмы здесь исключительно как музейные экспонаты. На самих артистах – холщовые балахоны телесного цвета. Вокруг них – песок, вода, камни (художник спектакля – Николай Слободяник – ред.). Поэтически строчки Лермонтова в такой атмосфере зависают в воздухе и оправдывают жанр спектакля, определённый как «предчувствие». Режиссёр не скрывает того, что омский зритель может не быть готовым к такому прочтению классики:

- Публика привыкла к классическим работам. Обычно делается всё так, чтобы были ясны сюжет, взаимоотношения героев. Нужно, чтобы было смешно, а потом грустно, чтобы мы ушли домой высвободившимися от эмоциональных перегрузок. У нас спектакль будет иной. Я считаю, что зритель должен не только эмоционально реагировать, но и думать. Не могу не сказать про труппу театра. Такие голодные глаза у всех – это очень хорошо. В Петербурге или Москве есть некая пресыщенность – много театров, много режиссёров. Провинциальные артисты театром просто болеют. В столице я не видел, чтобы люди приходили за три часа до репетиции, не спали ночами и постоянно думали о роли.

Омская публика со спектакля действительно уходила с задумчивыми лицами и самыми разнообразными эмоциями – посыл режиссёра оказался верным. Новая постановка театралов своей необычностью точно озадачит.

Премьера «Героя нашего времени» в «Пятом театре». Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах