aif.ru counter
625

Эмоции вместо музыки: в Омске прошла премьера балета «Страсть»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ в Омске № 12 (720) 19/03/2014
Петербургский хореограф Дмитрий Генус поставил балет «Страсть» по мотивам романа «Анны Карениной».
Петербургский хореограф Дмитрий Генус поставил балет «Страсть» по мотивам романа «Анны Карениной». © / Андрей Бахтеев / АиФ

Многие зрители оказались морально не готовы к тому, что большинство сцен в балете будет исполняться не под музыку, а под звуки, шорохи и полнейшую тишину, которую периодически нарушала чувственная музыка Чайковского. Такую версию «Анны Карениной» на омской сцене поставил петербургский хореограф Дмитрий Генус.

Анна Каренина и Вронский. Фото: АиФ / Андрей Бахтеев

Психологический эксперимент

На первый план режиссёр попытался выдвинуть эмоции главных героев и воплотить на сцене пластическую историю любви Карениной и Вронского. Стоит предположить, что музыка в ключевых моментах только отвлекала бы от переживаний героев. Идея полной тишины на самом деле могла стать интересной «фишкой» спектакля, но тишины в балете было слишком много. В итоге многие сцены казались откровенно затянутыми и нужного драматического нерва не выражали. Эротизма и обнажения в спектакле хватало, а вот той самой страсти, заявленной в названии балета, и хореографии в классическом понимании – нет. Интересно и то, что Дмитрий Генус перед премьерой балета свою приверженность к современным формам искусства не выдал:

– Я традиционалист. Мне не нравится смешение стилей, когда, например, драматические актёры начинают танцевать. Каждый должен делать своё, смешение уже не актуально. У меня в постановке достаточно академическая хореография. Но говорить о спектакле бесполезно, его нужно смотреть. Здесь кроме Толстого есть гениальная музыка Чайковского, на основе которого выстраивалась композиция спектакля. От Толстого взята только идея, конфликт. Мы делаем свободный проект и, может быть, не коммерческий продукт. Мы занимаемся искусством, а от этого русский театр сейчас отходит. В основном из «Анны Карениной» хореографы делают повесть, а мы постарались сделать роман.

Вронский, Анна Каренина и ее сын Серёжа. Фото: АиФ / Андрей Бахтеев

Напомним, что роман «Анна Каренина» за ХХ век пережил огромное количество сценических интерпретаций. Самые громкие постановки принадлежат хореографу Борису Эйфману, балерине Майе Плисецкой, композитору Родиону Щедрину.

Поезда не дождались

Занимались искусством и изображали страсть в одноимённом балете Анна Маркова (Анна Каренина), Андрей Матвиенко (Вронский) и Сергей Флягин (Каренин). Роль сына Серёжи исполнила Ева Гладкая – учащаяся хореографической студии музыкального театра. С мальчиками в балете всегда были проблемы, но маленькая Ева идеально справилась с возложенной на неё ролью. Кстати, в балете нет персонажей Стива и Долли, сюжетная линия Кити и Левина значительно урезана. В итоге получился не любовный треугольник, а драматический квартет.

Кити и Левин. Фото: АиФ / Андрей Бахтеев

– Для меня это интересная и сложная работа, – рассказывает Сергей Флягин. – В спектакле минимум хореографии и больше драматической игры, эмоций. Для нас, артистов, это ново. Для зрителей тоже. Но я считаю, что когда на дворе XXI век, то нельзя воспитывать публику только на классических балетах. Нужно показывать всё и не только хореографические моменты, но и моменты психологии, философствования, внутреннего мира. Эмоции с хореографией сочетать очень тяжело! Статические сцены должны быть донесены до зрителей так, чтобы у них сложилось ощущение, что они читают книгу.

Каренин. Фото: АиФ / Андрей Бахтеев

Символизма в новом балете хватает с излишком, но вот конкретного визуального образа того же долгожданного поезда, судя по вздохам, не хватило. Финал получился психологическим, но довольно условным.

Сцена из балета «Страсть». Фото: АиФ / Андрей Бахтеев

Справка
Дмитрий Генус – выпускник Новосибирского хореографического училища и Санкт-Петербургской государственной консерватории по специальности хореограф-балетмейстер. Работал артистом балета в Новосибирском академическом театре оперы и балета, в Краснодарском театре балета под руководством Ю. Григоровича, в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. М. Мусоргского. Сейчас Дмитрий Генус – хореограф Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона, автор множества постановок. Его спектакль «Camer’ная история» на музыку Д. Шостаковича по мотивам произведений Э.М.Ремарка был отмечен престижной премией Санкт-Петербургского общества «Театрал» как лучшая балетная премьера 2008 года.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах