Примерное время чтения: 4 минуты
160

Полвека в бархате: омский хор славится не только мастерством

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ в Омске 19/05/2010

Эскизы были разработаны дизайнерами с максимальным соответствием историческим правилам, а процесс их создания контролировали фольклористы и специалисты в области народной культуры.

Уфа одевает омичей

По одёжке встречают всех и везде. Даже артистов на сцене. Какими бы профессиональными они ни были, вслушивание в уникальные голоса и вглядывание в отточенность движений и пластики у зрителя происходит постепенно. Первым же фактором удачи становится яркая картинка, на которой цвет платья перекликается с мерцанием блёсток, бисера, украшений и узорами ручной вышивки.

Своего пошивочного цеха у Омской филармонии нет. В советское время костюмы для коллектива по специальному заказу отшивались в мастерских Большого театра. Омский хор на протяжении нескольких десятков лет гремел на всю страну и считался ведущим. Именно омичам по специальному правительственному поручению выпала честь представлять советскую культуру за рубежом. Однако с распадом Союза распались и связи с Большим театром. Сегодня концертные наряды артистов хора и балета создаются работниками уфимского комбината по пошиву театральных костюмов.

Против правил

Более сотни артистов хора, огромное количество единиц костюма и реквизита - сарафанов, головных уборов, рубашек, обуви, брюк, платков. Множество вешалок и полок, на которых они хранятся. И всего два специалиста, которые следят за тем, чтобы артист, выходя на сцену, выглядел на все сто. Пять лет назад костюмер Омского государственного русского народного хора Надежда Куприянова сама работала в оркестре.

- В молодости я хотела поступать в технологический институт. Вот только рисовать, к сожалению, не умею. Пришлось выбрать профессию музыканта. И когда в 2005 году освободилось место костюмера, я с удовольствием перешла сюда, стала осваивать новую профессию, - признаётся Надежда Куприянова.

Преобладание красного бархата стало отличительной чертой концертных костюмов омичей. Это традиция, заложенная легендарным худруком Георгием Пантюковым.

Так же, как и особая, новая для своего времени традиция концертной одежды для артистов хора-мужчин. Раньше в России певцы выходили на сцену в сапогах с заправленными внутрь брюками. Омск разрушил этот сценический стереотип, переодев исполнителей в туфли с брюками на выпуск. Элегантно, красиво и главное - свежо.

Юбилей в юбилее

- Вот у меня за спиной стоит артист, - тихонько говорит Надежда Геннадьевна, взглядом показывая на мужчину, который примеряет только что пришедший из Уфы новый костюм. - Его рост - примерно 172 сантиметра, вес около 75 килограммов, размер обуви - 42-й.

За годы работы все необходимые параметры она научилась определять «на глаз». Более сотни артистов хора для неё - как открытая книга.

В год 70-летия филармонии у хора тоже юбилей - ему исполняется 60. И хотя гардероб артистов пополняется новыми моделями, к костюмам прошлых времён здесь относятся как к реликвиям, свидетелям огромного успеха и популярности, и тщательно оберегают. Самому старому из тех, что сохранились, около 45 лет. Он был создан для ставшего знаменитым номера «Чайный хоровод» и используется до сих пор! Слишком велика ценность костюма, чтобы безвестно прятать его в глубине шкафов.

За три часа до концерта Надежда Геннадьевна уже на работе. Необходимо тщательно просмотреть каждую вещь, проверить крючки, замки, оборки, швы, пуговицы, выгладить всё до безупречности.

- Мы работаем вместе с артистами, - говорит мастер. - Только они несут зрителю своё искусство на сцене, а мы им в этом помогаем, стоя за кулисами.

После концерта у костюмера ещё два рабочих часа. И только когда все костюмы собраны, зачехлены, развешаны по местам и разложены по полкам, Надежда Геннадьевна, идя домой, может сказать себе: «Сегодня я хорошо поработала».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах