Примерное время чтения: 10 минут
123

«ШуМиМ» четверть века. Больше ли свободы и воздуха в любительском театре?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Омске № 45 09/11/2022
Сегодня в театре занимаются две возрастные группы.
Сегодня в театре занимаются две возрастные группы. / Анна Козловская / личный архив

Жизнь театрального режиссёра Анны Козловской полна спектаклей, репетиций, фестивалей и непрекращающегося творческого поиска, вдохновения и идей.

Учёба в Омском госуниверситете, игра на сцене - всё это закономерно привело к созданию любительского театра «ШуМиМ», который в 2022 году отмечает уже довольно серьёзный юбилей - 25 лет. У Анны Козловской корреспондент omsk.aif.ru узнал, как удалось сохранить и приумножить коллектив, насколько большое значение в театре играет эксперимент и как творческие объединения реагируют на различные потрясения, происходящие в обществе.

Соскучиться по спектаклям

Юлия Истомина, omsk.aif.ru: Совсем недавно ваш театр «ШуМиМ» отметил 25-летие. Далеко не каждый любительский театр может этим похвастать… Как считаете, в чём успех?

Анна Козловская: Срок действительно можно назвать большим, ведь часто любительский театр - это просто какая-то ступенька, прежде всего для режиссёра, который со временем уходит в профессиональный театр.

Передо мной тоже стоял выбор - уходить или остаться, но в итоге я смогла совместить любительский и профессиональный театр. Внутри коллектива «ШуМиМ» мы стремимся двигаться в сторону профессионализма. Но все мои артисты первую половину дня учатся или работают, а уже к вечеру приходят на репетиции и играют спектакли. Возможно, этот момент тоже продлевает творческую жизнь.

- В итоге не происходит выгорания?

- Мы занимаемся любимым делом, оно не переходит в рутинную работу, когда хочешь не хочешь, а делать нужно. Мы успеваем соскучиться по спектаклям и тренингам.

В любительском театре больше воздуха, свободы и меньше давления репертуара, ведь мы формируем его и сочиняем сами. На нашей базе существует несколько театров - «ШуМиМ», «КС» и «Каруселька». Осенью мы выбираем, что будем играть до Нового года, а после новогодних праздников подбираем репертуар для весеннего театрального сезона.

Место, в котором живёт наш театр - Государственный дворец народного творчества (Дворец им. А.М. Малунцева), тоже играет большую роль, здесь всегда были театральные коллективы: Театр поэзии Любови Ермолаевой, «Группа характеров» Юрия Шишковского, и теперь мы, его ученики, продолжаем развивать свои театры. Получается непрерывная преемственность.

- Сколько человек занимаются в «ШуМиМ»?

- Сейчас у нас две возрастные группы - подростки и люди старше, всего около 30 человек. Набор проходит каждый год, но попасть в коллектив не так просто. На прослушивании я всегда спрашиваю ребят, зачем им театр, чего они ждут от него. И ответы поступают серьёзные - не просто выступать и получить свою минуту славы на сцене, но и развиваться, заниматься самовоспитанием.

В театр ежегодно ведётся набор, однако попасть туда не так просто.
В театр ежегодно ведётся набор, однако попасть туда не так просто. Фото: личный архив/ Анна Козловская

- Сегодня многие независимые проекты закрываются и распускают свои труппы. Как вы считаете, почему это происходит? Больше ли сложностей у независимых театров?

- Для меня независимый театр - это очень сложно, поэтому и продолжаю работать в любительском - в Государственном центре народного творчества, на бюджете большого учреждения.

Например, чтобы сохранять своё помещение, а это чаще всего аренда, на которую уходит половина средств, ребята из независимого театра вынуждены много играть, вести большое количество платных групп и бесконечно придумывать какие-то проекты. Получается, играешь, чтобы выжить.

Но и плюсов у независимых театров достаточно. Вообще, когда есть команда, ­которая верит своему режиссёру, а режиссёр не подводит и не ведёт в какие-то воздушные замки, даёт ребятам то, что обещал, позволяет реализоваться, это вдохновляет. В итоге можно горы свернуть.

«Нельзя разрушать семью»

- Вы с младшей сестрой учились вместе? Никогда не было соревнования друг с другом или, наоборот, это помогало «штурмовать» театральный институт?

- У нас с Натальей много схожего, одинаковые ценности, одна школа, мы вместе были в «Группе характеров» у Юрия Шишковского, вместе поехали в Москву, поступили в Театральный институт имени Бориса Щукина на курс Михаила Борисова, несмотря на то что все говорили, что парочки туда не берут. Ни супружеские, ни родственные. Но Михаил Борисович сказал: «Нельзя разрушать семью!»

Курс у нас был уникальный. Михаилу Борисовичу удавалось создавать дружескую атмосферу, сплачивая всех. Он радел за то, чтобы мы, щукинцы, всегда помогали друг другу. Поэтому никакой конкуренции ни с сестрой, ни на курсе не было. Мы учились на заочном, приезжали в Москву на полтора месяца и 24 часа «вкруговую» занимались.

Анна и Наталья - организаторы театрального фестиваля.
Анна и Наталья - организаторы театрального фестиваля. Фото: личный архив/ Анна Козловская

«Щукинская» история много дала и нашим артистам: через нас они получают верное направление в театральной жизни.

- А почему у вас с сестрой у каждой свой театр? Нравятся разные направления?

- Наверное, чтобы не мешать друг другу. Это как в детстве: у каждой свой шкафчик, свои игрушки. Мы можем, конечно, дать друг другу ими поиграть, но я прекрасно знаю, что Мальвина - это Наташина кукла.

У каждого режиссёра свой почерк. С одной стороны, это замечательно и узнаваемо, но с другой - важно, чтобы постановки из-за этого не становились скучными и предсказуемыми.

Хотя я могу точно сказать, что Наташа - самый надёжный человек, выручит меня в любой момент. У нас есть и совместные проекты: фестиваль «Неделя экспериментального театра», в Курганском драматическом театре мы вместе на протяжении семи лет ставим спектакли. А театры «ШуМиМ» и «КС» - индивидуальные проекты. Мы можем на своих территориях хозяйничать, но случись что - встанем спина к спине.

Отражение времени

- Насколько важен в театре эксперимент?

- Много лет назад мы назвали свой фестиваль «Неделя экспериментального театра», каждый год отвечаем на подобные вопросы и понимаем, что любой театр в какой-то степени экспериментален, природа эксперимента присутствует в любом творчестве.

У каждого режиссёра свой почерк. С одной стороны, это замечательно и узнаваемо, но с другой - важно, чтобы постановки из-за этого не становились скучными и предсказуемыми: слова другие, а принцип тот же.

Творческая природа сопротивляется однообразию, тогда начинается поиск, чтобы снова стало интересно и тебе как творцу, и артистам, и зрителям. На эксперименты идёт любой коллектив, который хочет развиваться, понимает, что разумный риск просто необходим, чтобы внутри всё встряхнулось и осело на новые места.

Постановки театра
Постановки театра "ШуМиМ" можно увидеть на сцене Государственного центра народного творчества. Фото: личный архив/ Анна Козловская

- Последние несколько лет выдались беспокойными. Сложнее ли в моменты потрясений работать для зрителя?

- С 2020 года мы все находимся в зоне турбулентности. Нам, кстати, в 2020-м повезло проскочить со своим фестивалем: то нельзя было камерные формы играть, то на улице собираться. Образовалось окно между всеми этими ограничениями, и мы провели Неделю экспериментального театра.

Была горячая атмосфера, ребята на мастер-классах работали, друг друга поддерживали, спектакли прошли с аншлагом. Да, мы обрызгивались с ног до головы антисептиками, но нам было важно прикоснуться к искусству. А потом всё закрылось, полгода не было никаких фестивалей.

Грустно, когда видишь вроде бы профессиональную работу, всё в ней, казалось бы, хорошо, а она не трогает, и потом думаешь: почему так произошло?

Но фестиваль, проведённый в сложное время, нас закалил. И сейчас, когда начались перемены и некоторые театры не смогли к нам приехать, мы без паники начали перекраивать программу и вносить изменения. И зритель реагирует не хуже, чем в любое другое время.

- А в репертуаре подобные темы как-то отображаются? Тот же коронавирус?

- У нас родился пластический спектакль, некая рефлексия на тему пандемии, «Колесо № 3». Это совместная работа театров «ШуМиМ» и «КС».

Периодически с человечеством случались масштабные события, которые захлёстывали почти весь земной шар. Мы взяли три вехи, три испытания - всемирный потоп, средневековую чуму и эпидемию коронавируса. Колесо катится, но движется вперёд, и в результате понимаешь, что и это тоже пройдёт. Конечно, хотелось бы, чтобы все это пережили, ведь самое страшное - потери, которые возникают, пока это колесо крутится.

С этим спектаклем мы представляли Россию на международном онлайн-фестивале, который проводила театральная организация AITA.

- Сегодня существуют тысячи постановок в разных жанрах, на разные темы, но иногда они не трогают, не вызывают никаких эмоций. Как вы думаете, почему так происходит?

- Любой жанр хорош, кроме скучного. Грустно, когда видишь вроде бы профессиональную работу, всё в ней, казалось бы, хорошо, а она не трогает, и потом думаешь: почему так произошло? Может быть, я как-то слишком предвзято смотрела спектакль?

Возможно, там профессионализм без души… Потому что когда артист работает со зрителем как с партнёром - возникает диалог. В партнёра нужно вкладываться, тогда и скучно не будет.

ДОСЬЕ
Анна КОЗЛОВСКАЯ. Родилась в 1975 году в Омске. Выпускница Всероссийского театрального института им. Б. П. Щукина по специальности «режиссура». Режиссёр театра «ШуМиМ» (Дворец искусств им. А. М. Малунцева), организатор межрегионального фестиваля «Неделя экспериментального театра». Театр под её руководством существует в Омске с 1997 года, он неоднократно становился победителем и лауреатом международных и региональных конкурсов и фестивалей, а Анна - обладателем дипломов лауреата в номинации «Лучшая режиссура».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах