Примерное время чтения: 9 минут
378

Сделать шаг. Режиссёр из Азово - о развитии театра в Омской области

Алексей Штаер / Из личного архива

Как создать театр в районном центре? И не просто ставить спектакли, а воспитывать группу детей разных возрастов, раскрывать их потенциал? На эти вопросы ответил режиссёр из Азово Алексей Штаер. В 2015 году он создал студию творческого развития «Шаг», и с тех пор обучил актёрскому мастерству немало ребят.

За эти годы «Шаг» успел поучаствовать в нескольких театральных фестивалях, побывать в Красноярске и Иркутске. Ученики Штаера активно участвуют в массовых мероприятиях села, познают секреты актёрского мастерства.

Творчество не имеет границ

Алина Ясинская, «АиФ в Омске»: Алексей, как вы занялись театром?

Алексей Штаер: Я не из Азово и даже не из Омской области. Учился в Алтайской государственной академии культуры и искусств. Направление – режиссура и актёрское мастерство. Затем у меня были различные профессиональные стажировки. Был в Берлине, проходил режиссёрские курсы в Москве.

В Азово приехал в Азово в 1998 году. Занимался сначала со взрослыми, с единомышленниками создал театр ArtIst. А к детям всегда был интерес. Они непосредственные, интересные, живые. Я хотел воспитать незашоренных людей, которые не успели обрасти какими-то комплексами, как взрослые. Мною двигало желание сохранить их природу, открытость. Оно есть и остаётся, это ведущее обстоятельство. Вообще здесь планировалось создать немецкий профессиональный театр. И я приехал просто посмотреть, что и как. В Азово собирались переезжать актёры из казахстанского театра. Они приехали, мы познакомились и начали вместе работать. Потом что-то не сложилось, и ребята уехали в Германию. Судьба так повернулась, что осталось только одно - самому что-то делать, создавать.

- Почему остались в райцентре? В городе больше возможностей развить театр.

- Потому что здесь живут такие же люди, как и в городе. Хотелось что-то дать этим ребятам, чтобы они творили, создавали. В городе конечно больше возможностей для реализации. Но я не понимаю, почему какие-то дети должны быть обделены - талантливые люди в любом месте могут находиться: в деревне, в селе, в мегаполисе, где удобно.

- С какими трудностями встречаетесь? Есть ли особенности развития театра в области?

- Есть дети, которые приходят, есть дети, которые уходят. Поначалу я близко принимал к сердцу их уход. Потом стал по-другому к этому относиться. Это нормально, не все могут постоянно заниматься, не все так сильно любят театр. Тем более дети ищут себя. Если уж взрослый в вечных поисках, то дети тем более. Разумеется, трудность возникает, если кто-то уходит, приходится делать замену в спектакле, чуть ли не с нуля с новым человеком репетировать. Хотя где-то в глубине души то, что они уходят, всё-таки ранит.

Спектакль
Спектакль "Госпожа Метелица" Фото: Из личного архива

- Много ли творческих людей в Азово, с кем можно сотрудничать? Например, нужно какой-то необычный реквизит, костюм сделать.

- В данном случае помогают мои личные связи. Чаще работаем с ребятами из Омска. Например, спектакль «Душа подушки» нам помогали делать художники Татьяна Жарова и Генрих Бефус. С ним мы познакомились, когда делали спектакль «Госпожа Метелица», по президентскому гранту мы его реализовывали. Художники помогают нам с костюмами, декорациями и сценографическими решениями. Костюмы также нам делает Наталья Французова. Спектакль «Дети города N» весь она делала. Здесь в ДК есть художник, он больше делает что-то по мелочи, не такие объёмные вещи.

Это очень важно, когда художник тебя понимает. Я стараюсь, чтобы не было режиссёрского давления. Я хочу заражать людей идеей, мне интересно их виденье. На мой взгляд, театр – это сотворчество.

Шаг навстречу себе

- У вас есть дети? Они занимаются в «Шаге»?

- У меня дочь, но она уже взрослая. Она занимается с Флорой Бабаджанян, режиссёром театра «Третий Круг». Она учится актёрскому мастерству у неё на курсе в колледже культуры и искусств. Она застала время «Шага», но уже была выпускницей школы.

- Людей какого возраста вы обучаете?

- Детей от семи до 18 лет. Есть также взрослые. Для всех желающих заниматься театром двери открыты. Вот в чём проблема, кстати. Они ездят из Азово в Омск на работу и обратно. Времени и сил на хобби мало. А дети и живут здесь, и учатся. Это тоже одна из причин, почему я создал именно детскую студию. А этим взрослым нравится театр, хоть по жизни они занимаются совершенно другими вещами.

Спектакль
Спектакль "Душа подушки" Фото: Из личного архива

- Какие темы в спектаклях поднимаете?

- Стараемся актуальные для самих детей, чтобы им это интересно было. Большую часть времени у детей занимает школа, поэтому подбираем подходящий материал. Есть спектакль «Душа подушки». Это темы мечты, дружбы, они волнует всех. Дружить детям в современных условиях, мне кажется, вообще сложно. Они же больше общаются через гаджеты – с живым разговором у них как-то проблематично. Я сталкиваюсь с этим даже в процессе обучения, в тренингах. Многие разучились, им сложно общаться вживую, проще что-то написать в мессенджере. А ведь мечта, дружба, общение – самое важное для человека.

- Что вы прививаете своим ученикам? И есть ли у них обязанности помимо актёрской игры?

- Я стараюсь приучать детей к порядку, дисциплинированности. Меня удивляет, что мальчики иногда даже более дисциплинированные, чем девочки. Но их и мало - 30% от всей группы.

Всё проявляется в мелочах - как костюмы убрать, как реквизит разложить по полочкам. Они говорят, что я перфекционист. А я прошу, чтобы просто всё лежало на месте, так ведь проще искать. И приучаю ответственности, конечно. Если быть безответственным, тогда и к вам будут относиться также. Нужно быть ответственным прежде всего к себе. Отвечать за свои поступки, слова. Если ты сказал, что завтра придёшь на репетицию, то приди. Если сказал, что принесёшь что-то завтра - принеси. Пообещал что-то - нужно это сделать. На ответственности и дисциплине всё остальное строится.

- Есть ли студийцы, которые хотят стать профессиональными актерами?

- Есть три девчонки, которые серьёзно задумываются. В прошлом году ещё до пандемии успели с ними поучаствовать во внутреннем конкурсе «Галёрки», там были актёрские чтения на тему войны. И три эти девочки стали лауреатами первой степени. Я, конечно, в розовом свете эту профессию не представляю им - актёры же зависят от режиссёров, продюсеров.

Спектакль
Спектакль "Дети города N" Фото: Из личного архива

- Как думаете, кому стоит пройти театральные курсы?

- Иногда мне кажется, что всем не мешало бы. Это некая первоначальная школа – быть самим собой. Я родителям всегда говорю: у меня нет такой цели, чтобы каждый ребёнок стал актёром, создать звезду. У нас же и девиз такой: «Сделай свой шаг». Смысл - найти дорогу к самому себе. Я не говорю ни в коем случае, что это нужно делать, например, школьной дисциплиной. Это должно быть добровольно. Помочь ребятам быть самим собой, не бояться действовать в этой жизни, совершать какие-то поступки, ошибки. Просто сделать шаг.

- Как часто показываете в городе свои спектакли?

- Мы раньше с ArtIstом часто в Омске играли. Сейчас из-за пандемии непонятно всё. Когда есть экономическая возможность, тогда приезжаем. Сейчас не все театры на безвозмездной основе предлагают свои площадки. Нужно понимать, окупится ли зал, насколько мы можем покрыть все эти экономические расходы, транспортировку, аренду. Есть такие коллеги и друзья, как Флора Бабаджанян. У нас договор об обменных гастролях.

- Насколько театр популярен в Азово, и какие зрители к вам приходят?

- Мы воспитали своего азовского зрителя. Есть те, кто приходит на одни и те же спектакли по два-три раза. Мы по осени проводили специальное анкетирование, чтобы узнать, кто к нам ходит. Что меня порадовало, к нам ходит много молодых людей, это большой плюс. Половина зрителей – точно молодёжь, подростки. Студенты не так часто ходят, все зависит оттого, в какой день мы играем. Они, как правило, на выходные приезжают в Азово. Приходят на наши спектакли и семьями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах