Примерное время чтения: 7 минут
475

Интерактивное волшебство. Режиссёр Борис Саламчев о театре, сказках и детях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Омске 22/11/2017
Борис Саламчев пришёл в
Борис Саламчев пришёл в "Арлекин" в 1987 году. / Александра Горбунова / АиФ

Со скольки лет нужно ребёнка приучать к театру и как правильно это сделать, «АиФ в Омске» рассказал главный режиссёр Омского театра актёра, куклы и маски «Арлекин».

О чём молчат «гуси-лебеди»?

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Борис Михайлович, вы уже 30 лет работаете в Омском театре куклы, актёра, маски «Арлекин», вы - главный режиссёр, заслуженный деятель искусств России. Так со скольки же лет можно водить ребёнка к вам в театр?

Борис Саламчев: Ответ такой: никто не знает, со скольки лет можно приводить ребёнка в театр. Кто-то,  и  став взрослым, не воспринимает спектакль, а кто-то и в два года способен смотреть и что-то для себя понимать. Но младше двух лет мы просим в наш театр не приводить, а так всё очень индивидуально. У меня есть знакомый, известный артист из Екатеринбурга, он в детстве увидел кукольника и был настолько поражён, что сам начал делать спектакли.

Или вот в нашем театре  в 90-е годы был такой спектакль «Сказка про Ваню», а недавно я узнал, что у нас в цехе работает девушка, которая маленьким ребёнком побывала на этом «Ване» и от страха залезла под стул, потому что испугалась Кощея Бессмертного. Уверяю, это была простейшая кукла: палка и палка. Он шутя подвывал, но именно это её заставило бояться. Зато сейчас она в театре сама лепит кукол.

- Учитываете ли возрастные особенности? Вот в зале для маленьких свет не тушите полностью, например… И как выбираете, что ставить?

- В зале для маленьких мы вначале играем: выключили свет - включили. Наш театр чаще всего обращается к сказкам. Когда я пришёл в Омский театр кукол, у меня был целый цикл по русским народным сказкам. Но когда относишься к этой теме серьёзно, начинаешь читать всякие научные исследования, то... Вот о чём, по-вашему, сказка «Гуси-лебеди«?

- Про братца Иванушку и сестрицу Алёнушку, их дружбу и взаимовыручку.

- А ведь совсем не про это сказка. Она возникла в период матриархата, когда женщину обучали жизни в семье. Если вдруг муж съест что-то не то, за ним прилетят гуси-лебеди, чтобы утащить его в мир мёртвых. Тогда женщине надо сначала кормить его жидким киселём, потом яблоками, а уж после, когда выздоровеет, и печёной пищей. Только при этом условии гуси-лебеди не вернутся. А кто такая Баба-яга? Это хранительница, живущая на границе того и этого света. Сказка, написанная в период матриархата, пережила целый цикл перерождений. Со временем она стала детской и, в отличие от других фольклорных сказок, не подверг­лась литературной адаптации. Она несёт информацию, которую сейчас сложно расшифровать, поэтому сегодня мы в этой истории видим что-то своё.

У нас есть спектакль «Усатый-полосатый». Это стихи Маршака, но мы посвятили спектакль самому нашему искусству. В  нём мы показываем и рассказываем, чем отличается театр кукол от кукольного театра или театра с куклой, что бывает ещё ассоциативный театр и театр Петрушки.

Куклы в театре точно живые.Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- И в чём же разница?

- Конечно, можно подумать, что разницы нет, но на самом деле есть театр кукол, где мы пытаемся «убрать»  из зрительского восприятия актёра, чтобы куклы ходили «сами». Зрители должны поверить, что они живые, но это предполагает очень сложное кукловождение. В кукольном театре зрители знают, что куклы  - всего лишь куклы, ими играют. Бывает театр с куклой - это когда кукла нужна актёру-рассказчику для иллюстрации рассказываемого... Ассоциативный театр - самый трудный для восприятия. Нужно уметь считывать образы и символы и самому выстраивать между ними взаимосвязи. У нас по этому принципу был сделан спектакль для взрослых «Кармен» по новелле Мериме.

Оживить куклу

- Какая кукла самая сложная?

- Нет сложных, если вы хороший кукольник. Великий артист Михаил Чехов писал для драматических актёров, что, прежде чем начинать играть, они должны представить себе свой персонаж со стороны. Мы же получаем свой кукольный персонаж от художника, который его уже себе представил, а мы должны «оживить» его, для чего нам нужно его дофантазировать. А водить верховую тростевую куклу трудновато. Актёр должен в течение всего спектак­ля держать куклу над собой на определённом уровне. Выполнить это требование физически сложно.

- Это же ведь и руки устают, и плечи…

- Это издержки профессии артиста-кукловода, поэтому они и на пенсию раньше уходят.

- Как же вы выбрали такую сложную профессию?

- Но я же режиссёр! (Смеётся.) Мне было 16 лет, я отучился в Новосибирском театральном училище, потом пошёл работать в театр, затем отслужил в армии, после поступил в ГИТИС на режиссуру.

- Меняются ли дети из поколения в поколение? Говорят, что они сейчас не играют, у них есть гаджеты.

- Когда вырастают, то отличаются, а пока маленькие - нет. Но играют по-прежнему. У меня внук ещё маленький, но кукол любит. Мы с женой с ним по скайпу общаемся: он берёт ёжика, и у меня ёжик. Он спрашивает: «Ёжик, ты где?!» - и мы затеваем игру. Он с куклами общается как с живыми.

- Дети же верят, что куклы живые.

- Это вы так думаете, а что уж там они думают - неизвестно, они это скрывают. (Смеётся.)

- Хочу с вами поделиться. Пришли в цирк, а там был установлен батут, увести ребёнка от него было крайне сложно. Вот у вас в зонах ожидания есть аквариумы... А как сделать, чтобы ребёнок был всё-таки впечатлён театром, а не рыбками?

- Нужно дать постоять ребёнку у аквариума, а не тащить его в зал. В театре кукол имени Сергея Владимировича Образцова была такая «беда» с буфетами. Их было очень много.

Что главное в кукольном театре?

- В драматическом театре главное - конфликт, а в кукольном что? Волшебство?

- Конфликт нужен и в кукольном театре. Но волшебство обязательно. У нас есть спектакль «Мюнхгаузен», там ядра летят по залу. Дети визжат от восторга. Приветствуется интерактив, но это очень сложно.

- Коллективные просмотры вы приветствуете?

- Это самый сложный вопрос. Будучи молодым, я думал, что восприятие спектакля не зависит от количества зрителей. Сейчас думаю иначе. Чтобы вовлечённость в спектакль была максимальной, нужно 100-120 мест. Если зал на 200 зрителей – это очень много. Дети тут же образуют компании: один засмеялся, и все засмеялись. Они перестают воспринимать сцену как самое главное, самым главным оказывается компания, с которой пришли.

- Дежурный вопрос: каковы ваши творческие планы?

- Сейчас Новый год отыграем, в марте выпускаем сказку «Гуси-лебеди» в зале для самых маленьких. Потом ставим «Царевну-лягушку».

Досье
Борис Саламчев. Главный режиссёр «Арлекина». Поставил около 90 спектаклей в театрах Омска, Абакана, Братска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Нови-Сада (Сербия), Тамбова, Тары, Челябинска, Читы. Спектакли Саламчева неоднократно становились лауреатами региональных, всероссийских и международных фестивалей. В 2006 г. получил звание заслуженного деятеля искусств РФ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах