Примерное время чтения: 10 минут
794

Четвёртое измерение. О закулисных байках, магии театра и эгоизме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ в Омске 25/06/2014 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью

О магии театра, культуре и международном языке искусства Евгений ТОЧИЛОВ рассказал в интервью «АиФ в Омске». В июне исполняется ровно 15 лет с того момент, как студент-физик оказался на сцене Лицейского театра.

Актёр-строитель

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Евгений, у Вас довольно странная актёрская история. Вы же практически просто мимо проходили, так ведь?

Евгений Точилов: В театр меня привёл Евгений Бабаш (режиссёр-постановщик Лицейского театра – Ред.). Причём не меня, а моего друга Михаила, который замечательно поёт и играет на гитаре. Бабаш в то время набирал у нас в ОмГПУ молодых актёров и сказал Мише: «Приходи к нам, у тебя прекрасный голос!». Я в тот момент стоял рядом, и Бабаш добавил: «Ну и друг твой пусть тоже приходит». С этого всё и началось. Если честно, я очень стеснительный человек, и актёром быть никогда не хотел. Для меня прочитать стихотворение на каком-нибудь утреннике – целое событие. К театру особой любви тоже с моей стороны не наблюдалось. Когда же я попал в Лицейский театр, то увидел своих сверстников, которые на сцене из обычных парней вдруг превращались в героев. Я начал ходить на все их спектакли.

Евгений Точилов. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– Это правда, что первая роль в спектакле Вам досталась после того, что Вы очень громко прочли стихотворение?

– Мой первый спектакль – «Скифы». Я тогда занимался в Клубе Лицейского театра, ходил на все репетиции и знал все слова и перемещения актёров по сцене. Однажды один парень не пришёл на репетицию. Решетников попросил меня временно заменить его, и я в этот шанс вложился на 250% – так прокричал стихотворение, что вся труппа была в шоке. Ко мне ещё полчаса после этого подходили люди из театра, хлопали по плечу и говорили «Молодец!».

– Однако через несколько лет Вы всё бросили и ушли из театра на стройку. Сцена потеряла своё очарование или в чём-то вас внутренне поломала? Не каждый день встречаешь актёров-строителей.

– Когда ты только начинаешь работать на сцене, очень хочется сыграть сразу гениально, но, как правило, не хватает опыта и знаний. Я очень «старался» играть свои роли, но, как оказалось, в театре это не самое главное – напротив, иногда излишнее старание только портит дело. У меня ничего не получалось. Для актёра нет ничего страшнее, чем отсутствие реакции зрителя. Сейчас, проработав 15 лет в театре, отсутствие контакта со зрителем – это сигнал, что я делаю что-то не так и нужно попробовать другой способ взаимодействия. А тогда для меня это было трагедией, и я решил уйти. На стройке я проработал два года. Зарплата хорошая, но мне было дико скучно. Из театра я тогда уволился, но в некоторых спектаклях, где не нашли мне замены, ещё играл. И в тот момент, когда я перестал «стараться», я вдруг начал понимать суть ролей и нашёл способ существования, интересный зрителю. Партнёры шутили и говорили: «Может, тебе сразу надо было со стройки начинать?». В общем, если ты влюблён в театр, как бы далеко ты ни уходил, ты всё равно вернёшься к нему.

Евгений Точилов на сцене Лицейского театра. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– Играть по 20 спектаклей в месяц – это так же тяжело, как таскать кирпичи на стройке?

– Физическая усталость бывает. Но особенность актёрской профессии в том, что если хорошо работаешь, то энергию тебе отдаёт зритель. В этом случае ты от спектакля не устаёшь. Если контакта со зрителем нет, то даже после лёгкого часового спектакля кажется, будто ты вагоны разгружал. Я играю хорошо, и поэтому не сильно устаю (смеётся). Театральное действо – это диалог, в котором сталкиваются два мира – зритель и актёр. Если актёр живёт на сцене, он создаёт уникальную атмосферу, в которую зрители погружаются, забывая о своих будничных проблемах и делах, и начинают вместе с актёром существовать в каком-то четвёртом измерении. Это когда ты замолкаешь на сцене и чувствуешь, как бьются сердца людей.

Евгений Точилов на сцене Лицейского театра. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

«Эгоизм-это нормально»

– Казусы во время спектаклей часто случаются? И что делать актёрам, если отрепетированное действие срывается прямо перед зрителями?

– Неожиданностей случается много. Как-то раз мой партнёр так сильно готовился к выходу и настолько глубоко погрузился в материал, что просто забыл выйти. Мы с партнёром как могли тянули время, и зритель не понимал, что происходит, так как наш диалог в этот момент представлял собой набор несуразных междометий и возгласов. И в самый пиковый момент напряжения партнёр выдал сакраментальную фразу: «Я не знаю, что мне делать!». И в эту секунду мы услышали долгожданные шаги за сценой. Один из самых сладких звуков в театре – это когда опаздывающий партнёр несётся по коридору.

Иногда артисты заговариваются на сцене; тут главное – сохранить лицо. Как-то в одном спектакле у нас с Игорем Коротаевым была сцена драки, после которой шли его слова: «Если раньше ты считался главным, а я так, мальчик-колокольчик с длинным языком, то теперь это не так!». И вот представьте себе напряжение, драку, Игорь идёт на меня и вместо этой фразы говорит что-то вроде: «Ты считаешь, что… это… потому что… мклхм… я тебе не кулачок!». Тогда мне показалось, что на этом моменте спектакль должен был закончиться. Потому что, если идиотскую улыбку получается сдержать, то слёзы от смеха текут.

Евгений Точилов на сцене Лицейского театра. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– Кстати, а актёры могут наслаждаться спектаклем, находясь в зрительном зале? Или невольно начинают оценивать игру коллег?

– Очень хорошим спектаклем актёр может проникнуться даже больше, чем обычный зритель. Есть гениальные актёры: когда они на сцене, ты не замечаешь, как они работают, потому что они живут в своих работах. Например, в драмтеатре на меня такое впечатление производят Валерия Прокоп, Евгений Смирнов.

– В жизни актёрским талантом часто пользуетесь?

– Актёрское мастерство – это не только умение играть на сцене; это умение наблюдать за людьми, умение их слушать, и по минимальным внешним проявлениям понимать истоки их поступков. Если ты можешь понять, почему человек ведёт себя так или иначе, ты с лёгкостью найдёшь к нему подход. В жизни это очень сильно помогает.

Евгений Точилов на сцене Лицейского театра. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– Говорят, что сцена вырабатывает не только умение разбираться в людях, но и эгоизм. Согласны?

– Здоровый эгоизм – это нормально. Человек должен себя любить. Многим талантливым людям часто мешает добиться успеха именно то, что они себя не очень любят. Эгоизм плох, когда его слишком много и когда ради себя любимого человек ломает всё вокруг.

«Хамы есть везде»

– Евгений, за 15 лет сцена Лицейского театра не наскучила? Когда вокруг столько возможностей, странно ограничивать себя одним театром или городом.

– Я не стремлюсь уехать куда-нибудь в столицу. У меня здесь хорошая работа, зрители, которые приходят на спектакли и которым я нужен. Я это чувствую. Срываться куда-то и бежать? У меня нет такого желания, так как в Омске ещё не сделано столько, что ближайшие 30 лет можно спокойно работать.

Евгений Точилов на сцене Лицейского театра. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– Почему тогда большинство омичей с криками «О, этот депрессивный регион» стремятся уехать отсюда при первой возможности?

– Это естественное желание человека искать место, где лучше.

– Может, москвичи были правы, когда в недавнем исследовании о вежливости российских регионов признали Омск городом, в котором живут хамы?

– Хамов хватает везде. Жить можно везде, и жить можно хорошо. Вспомните, как у нас в стране все получали нищенские зарплаты, но все при этом отлично относились друг к другу. Сейчас благосостояние у людей улучшилось, но приоритеты поменялись. Если, к примеру, у тебя нет «Мерседеса», то ты ничтожество и неудачник. Эта «хромая» культура распространяется как раз из Москвы. Ведь как нам внушается: если ты талантливый, то пробьёшься в Москве. Что, талантливые люди только там, а всё остальное население в регионах просто расходный материал? Ничего подобного! Люди вокруг себя сами делают пространство. У каждого человека своё счастье.

Евгений Точилов на сцене Лицейского театра. Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– В Европе на спектаклях театров из России всегда много зрителей, которые ни слова по-русски не понимают. Зачем они приходят?

– Понимаете, у нас в России актёры театру отдают всю жизнь, репетируют сутками напролёт. В Европе же сделать спектакль за две недели – это нормально. Проблему подняли, но всю глубину ситуации не раскрыли. Русские же актёры на сцене проживают жизнь. Это энергетика. Когда зрители видят это, могут и плакать, и смеяться одновременно. Потому что на каком бы языке человек ни плакал, ты всё равно будешь чувствовать к нему сострадание.

Досье
Евгений Точилов, актёр Лицейского театра с 1999 года. Помощник режиссёра и художественного руководителя коллектива. В 2007 году стал лауреатом областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа-2006» в номинации «Творческая удача сезона», в «Лучшей театральной работе-2007» получил диплом за «Лучшую мужскую роль второго плана». Спектакль «Альпийская баллада» принёс Евгению и его партнёрше Марии Токаревой диплом «Лучшей театральной работы-2009» за лучший актёрский дуэт. В 2013 году получил премию им. народного артиста СССР А. И. Щёголева «Лучшая мужская роль» – за роль Маскариля в спектакле «Шалый».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах