Примерное время чтения: 6 минут
162

Президент России обещал приехать в Тару

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Омске 13/10/2010

Марк Захаров, Олег Табаков, Валерий Гергиев, Евгений Миронов, Александр Авдеев… Вот лишь малая часть именитых театральных деятелей, которых можно было увидеть на встрече с президентом в подмосковных Горках. А ещё здесь был один-единственный режиссёр сельского театра. Что приятно - из Омской области. Что почётно - из коллектива Северного драматического театра им. Ульянова, который знают и за пределами нашего региона. Есть ли будущее у провинциальной культуры, какой спектакль загипнотизирует современного зрителя и приедет ли Дмитрий Медведев в Тару - об этом Константин Рехтин рассказал «АиФ в Омске».

Выжить в провинции

- Константин Викторович, я не ошибусь, если предположу, что театр из Тары - уникальное явление в России, раз вы удостоились президентского приёма?

- Абсолютно верно. Начну с того, что социальные «нормы» по театрам в России не выполняются вообще. Городов с населением 50 тысяч человек в стране - 637. И только 12(!) из них имеют театры. У нас в Таре и вовсе 27 тысяч человек проживают. И, тем не менее, наша труппа известна за пределами Омской области. Когда я в своём выступлении озвучил количество местных жителей, то все внимательно на меня посмотрели. Про нас ведь практически ничего не знают. Дмитрий Анатольевич и вовсе сказал: «А с театрами в малых городах я вообще не знаю, что делать». И он прав.

Театры Москвы и Петербурга существуют в контексте культурной жизни, а мы? Как мы выживаем в провинции? Слава Богу, мне не пришлось убеждать участников встречи в том, что такие явления, как тарский театр, в России необходимы. И у нас за восемь лет существования есть опыт выживания. Мы доказали, что человек, живущий в маленьком городе, должен гордиться своим театром, чья социальная миссия, в отличие от столичных подмостков, возрастает в разы.

- А сам Медведев заинтересован в возрождении культуры в провинции? Или президент провёл собрание ради галочки?

- Дмитрий Анатольевич производит впечатление человека, у которого много забот, но который тему театра воспринимает близко к сердцу. Он внимательно нас всех выслушал, и у него было своё мнение по обсуждаемым вопросам. «Мы с вами редко встречаемся, но вы часто видите меня по телевизору», - иронично заметил президент, сразу задав неофициальный тон разговора. Кстати, он попросил нас снять галстуки: этакий психологический жест, после которого стало намного свободнее общаться. Мы ведь всё-таки волновались, понимали, что сейчас решается судьба отечественного театра.

- И она решилась?

- Самый больной вопрос - разделение функций руководящих лиц театра на ответственного за постановки и за продюсерскую деятельность. Продюсеров в России катастрофически не хватает. Вот вам и конфликт. Один говорит: «Ваши спектакли не продаются!», другой: «Да вы просто в них ничего не понимаете и не умеете их продвигать!». Сверхзадача встречи с президентом - убедить общественность в том, что театр у нас - убыточное предприятие и вместе с тем - достояние, которое нужно сохранить любыми путями.

«Умереть» красиво

- Кажется, ещё одна из больших проблем - различие во вкусах современного зрителя. С точки зрения режиссёра, какой спектакль сейчас востребован?

- Сложный вопрос. Например, режиссёр Кирилл Серебренников ставит в Москве спектакль, на который попасть практически невозможно. Эпатажная вещь. По словам Олега Табакова, «зритель идёт на такое». И театр действительно должен быть разным. Дмитрий Анатольевич также подчеркнул, что сегодняшнее искусство должно быть доступным не только интеллектуалу. Кстати, я перед этой встречей пошёл на спектакль одного московского режиссёра по произведению Лескова. Актёры - студенты. Мизансцены нет, каких-либо эффектов тоже. На протяжении всех четырёх часов актёры в полумраке разговаривают со зрителями. В темноте иногда даже лиц не видно! Думаю, если бы я поставил что-то подобное в Таре, то на первом спектакле собрал бы аншлаг. Но только на первом. В Москве же на эту постановку не попадёшь. Люди, сидевшие рядом со мной, замирали и внимали каждому слову, произнесённому со сцены.

- Вы часто приводите в пример столичных режиссёров. А как вас воспринимали?

- Как экзотический персонаж (смеётся). Я говорил долго, но внимание ко мне было приковано всего зала. После чего я предложил Медведеву приехать в Омскую область и увидеть театр своими глазами. На что он ответил: «Спасибо». Когда мы прощались, я ещё раз повторил свою просьбу. Он улыбнулся и сказал: «Ну я же вам сказал».

- Гастроли российских театров - явление редкое. Это тоже проблема?

- Система гастролей в России отсутствует, хотя это - важнейшая часть в жизни театра. Но необязательно ехать из Москвы во Владивосток, тут бы хоть до соседних городов добраться. Театры у нас в стране обычно создаются на века, и никто не думает о том, что театр - это, прежде всего, художественный руководитель, творческий коллектив. А они имеют свойство меняться. Как заметил Евгений Миронов, театры должны не только красиво рождаться, но и красиво умирать. Поверьте, это важно.

- Понятное дело, что после президентского приёма культурную жизнь многих городов переоценят. А что изменится в Таре?

- Планы не поменяются точно. Но после этой встречи появилась ответственность. Самое важное - не сам приём, а его последствия. Чтобы то, о чём я рассказал президенту, было подтверждено жизнью. И мне очень хочется в это верить.

Досье

Константин РЕХТИН, режиссёр Северного драматического театра им. Ульянова. Родился в 1963 году, окончил алтайскую академию культуры и искусств, педагогический университет в Омске. Восемь лет является режиссёром Тарского театра.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах