aif.ru counter
1938

«Души в наших фильмах больше». Режиссер Алла Сурикова о современном кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Омске 20/08/2014 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Алла Сурикова.
Алла Сурикова. © / Владимир Казионов / АиФ

В Омск Алла Сурикова приехала на фестиваль «Киносозвездие России», который проводится в городе уже восьмой раз. Режиссёр, всю жизнь снимающая комедии, на этот раз презентовала зрителям не слишком оптимистичную картину, которая называется «Полный вперед». О современном кинематографе, о вседозволенности, которая витает в воздухе, и о ремейках старых фильмов – она рассказала в интервью omsk.aif.ru.

«Улыбнись, Россия!»

Ольга Минайло, оmsk.aif.ru: Алла Ильинична, вы всегда снимали комедии добрые, лирические. А что сейчас случилось? Вы привезли на кинофестиваль не самый радостный фильм. Или как бы вы охарактеризовали «Полный вперед»?

Алла Сурикова: Кинорежиссёр сродни лётчику-испытателю. Кинорежиссеры цепляются за жизнь. В моём последнем фильме «Полный вперёд» нет ничего тяжёлого или жёсткого. Это эксцентричная картина, в меру весёлая. На фестивале ведь должна быть представлена вся палитра современного кино. Я преподаю в двух вузах, и вижу, что у молодых режиссёров такая тенденция – снять кино, которое будут смотреть на фестивалях. Все понимают, что проката на сегодня нет. Фестивали – единственная возможность заявить о себе. А на западных фестивалях любят, когда мы, русские, показываем себя уродами, грязными, оборванными, злыми. И критика поддерживает именно такое кино.

Вот и получается, что часто для фильмов выбирают именно эту сторону жизни. Но я считаю, что человеку нужно говорить, что завтра он будет лучше, чем сегодня; поднимать человеческое достоинство, чтобы каждый смог увидеть свет в конце туннеля. Фильм должен помочь зрителю выдохнуть и пойти в завтрашний день со светлым ощущением.

- Сегодня комедийный жанр переживает кризис?

- Я всю жизнь снимала комедии, а это, знаете ли, самый сложный жанр. И он не умер! Жив уже потому, что в этом году в 15-й раз пройдёт фестиваль «Улыбнись, Россия». Я его придумала и организовываю всё это время. Когда мы начинали в 1999 году, то комедии собирали по крупицам. Сейчас их намного больше, но возникает проблема их качества. Какие-то из них ниже пояса, какие-то – выше головы. Комедии сегодня более раскованные, вседозволенность так и витает в воздухе. Значит, этого требует зритель, а наше дело отбирать лучшее из этого для тех же фестивалей. Я не согласна с тем, что комедия умерла. Она всегда будет жить потому, что люди должны смеяться. Тем более сейчас, когда мы постоянно с чем-то боремся. Чарли Чаплин говорил о том, что жизнь – это не чередование похорон, поэтому рядом с грустными событиями есть комедии, после которых появляется желание смеяться. Я всегда считала, что лучше показывать голый зад, чем по нему стрелять.

Алла Сурикова. Фото: АиФ / Владимир Казионов

– Раз уж вы заговорили про «стрелять», не могу не спросить про Украину. Вы ведь сами родом из Киева. Много у вас там сейчас друзей осталось?

– Да, у меня остались друзья в Украине. Ещё есть два студента оттуда же. Один сейчас живёт в Харькове, другой в Москве. Тот, что в Москве, занимается темой узников концлагерей. Второй студент – яркий комедиограф. Я надеюсь, что когда в Украине всё утрясётся, он себя проявит. Так вот, у них на происходящее в Украине абсолютно противоположные точки зрения. И кому верить? Моя дочь переписывается со своей школьной подругой из Киева. Та пишет, что американцы сделают рабами всех, кто с ними сейчас сотрудничает. Причём большинство это прекрасно понимает, но молчит. Мой старший внук сейчас в Киеве живёт. Я ему говорю, что вот вдруг границу перекроют, и останешься ты там навсегда. Это вообще тревожная и грустная тема для меня. Я родилась в Киеве, там же закончила институт. Это моя родина, хоть я давно живу в Москве, и русский язык давно стал для меня родным.

Алла Сурикова приехала в Омск на фестиваль «Киносозвездие России». Фото: АиФ / Марина Морозова

– Кстати, как вы относитесь к тому, что сейчас происходит с русским языком? В частности, вы поддерживаете запрет мата в кино?

– Я всегда призываю своих студентов искать синонимы, чтобы разнообразить речь. Я могу перелистать кучу словарей, но найду слова, которые понятны русскому человеку, но при этом ни к матам, ни к ругательствам они относиться не будут. Я не люблю мат, хотя за рулем иногда… ну… если правда козёл?!

Душевное кино

– Вам не кажется, что молодые режиссёры сегодня немного лишены чувства самоиронии? Снимут пару картин и мнят себя звёздами.

– Я стараюсь объяснить ребятам, что к себе нужно относиться с самоиронией. Рассказываю им о том, что обезьяна не тогда превратилась в человека, когда взяла в руки палку, а когда подошла к зеркалу, посмотрела на себя и рассмеялась. Не скажу, что молодые режиссёры страдают звёздностью. Они снимают кино, а это очень сложный процесс. Не бывает лёгких картин. Даже если кино длиной три минуты – это стресс 24 часа в сутки. В каждой картине есть кусочек твоей души.

– И между тем состояние современного кинематографа оптимизма не внушает. Те же ремейки советских фильмов у многих зрителей вызывают возмущение. Вы как к ним относитесь?

– Спокойно. Единственное, что не нравится, когда ремейк идёт под копирку с картиной, к которой имеет отношение. Вот, например, новая «Кавказская пленница» чётко следует оригиналу – и в сценарии, и в костюмах, и в образах. Актёры хорошие, но следовать Никулину или Этушу невозможно.

– Что на ваш взгляд нужно делать, чтобы возродить наш кинематограф?

– Вкладывать в него деньги! Мне приносят сценарии, среди которых встречаются очень милые истории. Но денег нет. Если в Омске есть какой-нибудь богатый дяденька с большим мешком денег и не знает, куда его деть, – подскажите ему! Я понимаю, что с профессиональной точки зрения зарубежный кинематограф выше нашего, стоит зарубежное кино гораздо дороже. Но души-то больше в нашем кино! На западе всё хорошо, но души нет. Если российские режиссёры пытаются идти по зарубежному пути, то, чаще всего, картины успешны в прокате. А есть картины Звягинцева, например, которые пытаются проникнуть в душу, сознание, вскрыть нашу жизнь.

– И напоследок расскажите про ваши ощущения от Омска. Вы ведь здесь фактически больше 60 лет не были.

– В Омске я была 60 лет назад. Сюда мы переехали во время войны с мамой, бабушкой и дедушкой. Мама работа в госпитале. Когда я сейчас приехала в Омск, то первым делом сходила к тому дому по улице Гусарова, где мы жили, сфотографировалась у ворот. Всё-таки Омск – родина моего детства, а детство никогда не забывается. Я рвалась в Омск, потому что к этому городу у меня осталось чувство невероятной теплоты. Ощущение того, что тебе хочется летать, возродилось в Омске.

– Можете напоследок вспомнить самый странный комплимент от зрителей в адрес ваших фильмов?

– Один человек, кстати, он, по-моему, как раз был из Омска, написал мне: «Шукшин снял «Калину красную» и мог спокойно умереть. Вы сняли «Дети понедельника». Нет, живите, живите…».

Досье
Алла Сурикова, советский и российский кинорежиссёр, народная артистка России. Родилась в 1940 году в Киеве. Окончила филологический факультет Киевского университета в 1965 году по специальности «русский язык и литература». В конце 1960-х годов Сурикова пришла в кино, работала ассистентом режиссёра на телевизионной картине «Маленький школьный оркестр» (1968 г.) и на фильме «Умеете ли вы жить?» (1970 г.). Вскоре окончила высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров, отделение режиссёров-постановщиков детского фильма, художественный руководитель Георгий Данелия. Автор идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш» (1972 г.). Алла Сурикова – сценарист фильмов «Человек с бульвара Капуцинок», «Москва – я люблю тебя!», «Вы не оставите меня», «Дети понедельника», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Суета сует» и других. Ведёт мастерскую режиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии. Также преподаёт на высших курсах сценаристов и режиссёров.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах