Примерное время чтения: 7 минут
1555

Фотограф Сергей Сокрута: «Искусство фотографии не в новомодной технике»

АиФ в Омске № 50 (706) 11/12/2013 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Чтобы научиться фотографировать, нужно не меньше десяти лет.
Чтобы научиться фотографировать, нужно не меньше десяти лет. Фотографии из архива С. Сокруты

«Абсолютно неважно, какая у тебя фотокамера: плёночная, цифровая или ржавое ведро с отверстием для проникновения света. Искусство фотографии – оно не в новомодной технике», – уверен известный омский фотограф Сергей Сокрута.

Сергей Сокрута – один из немногих омских фотомастеров, которые принципиально не используют цифровую технику. В век технологий это звучит, конечно, странно, но он по старинке снимает на плёнку, сам проявляет и печатает фотографии и учит этому мастерству своих учеников.

Сергей Сокрута сам проявляет и печатает свои фотографии. Фото: Фотографии из архива С. Сокруты

О том, как химик занялся творчеством и на что способно искусство одного мгновения, Сергей Сокрута, не так давно отметивший юбилей, рассказал в интервью «АиФ в Омске».

Фотомедитация

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Сергей Владимирович, почему Вы так резко настроены против цифровых фотоаппаратов? Это же удобно!

Сергей Сокрута: Я не вижу смысла в переходе на «цифру». «Зеркалки» с маленькой матрицей – это надувательство потребителя. Их сейчас сильно раскрутили на рынке, но благодаря своим ученикам я понял, какая это ерунда. Да, такая техника очень умная, но для решения творческих задач не подходит. А покупать за 100 тысяч рублей полноформатную камеру с большой матрицей… Зачем? В случае чёрно-белой классики я всё делаю сам – от съёмки до проявки и печати фотографий. И получаю изображение, в котором больше глубины, воздуха и прелести несовершенства. Плёнка дисциплинирует: всё нужно предусмотреть в процессе съёмки, а не исправлять потом погрешности в графическом редакторе.

Ученики охотно слушают советы опытного фотографа. Фото: Фотографии из архива С. Сокруты

– Между тем половина омичей, наверное, с помощью «цифры» переквалифицировалась в фотографов. Люди уверены, что они гениальны и всё умеют, хотя камеру вообще в руки первый раз в жизни взяли. За фотоискусство не обидно?

– Давайте… я вам дам скрипку, сам возьму валторну, и мы с вами что-нибудь сыграем. У нас же какофония получится. Здесь то же самое. «Фотокакофония» витает в воздухе. Цифровая фотография – это неизбежность. Да, это быстро и удобно. Она незаменима в оперативной съёмке, в работе СМИ, в процессе обучения фотоделу. Другая сторона медали в том, что современные самодостаточные камеры делают съёмку чрезвычайно лёгкой. Купил человек камеру, нажал кнопочку, и у него что-то там получилось. Ух, здорово, ничего делать не надо! Я – фотограф! Если не получилось, то можно кнопочку нажать и удалить кадр. «Цифра» из-за легкодоступности картинки рождает заблуждение, что учиться не надо.

Лекция по фотографии недостаточна, начинающему фотографу важна практика. Фото: Фотографии из архива С. Сокруты

– По сути, у Вас тоже нет фотографического образования, Вы химик, работали на заводе. От творчества это далеко…

– Я знаю людей, которые с фотографическим образованием всю жизнь занимались съёмкой на документы. И наоборот. Мне моё образование очень помогло в понимании физико-химических процессов обработки фотоматериалов. Я фотографией занялся после окончания института, когда познакомился с ребятами из омской фотокиностудии «Юность». Я вдруг понял, что фотография даёт возможность творческого самовыражения. Однако к ней я вернулся только в 1990-х годах, когда с помощью камеры пришлось зарабатывать деньги – зарплату на заводе задерживали. Когда послё съёмки очередных школяров у меня оставалось на плёнке несколько кадров, я шёл по городу и снимал что-то для себя. Получалась некая фотомедитация, которая привела к переосмыслению творческих взглядов.

Деньги и кокошники

– Вы несколько странный фотограф – не гонитесь за рублём, не снимаете свадьбы, не очень охотно участвуете в выставках. Что за фотоотшельничество?

В выставках я участвую охотно, если они мне интересны. Но Омск – это чёрная дыра в плане фотографии. Хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать талантливых омских мастеров. В основном – это представители старшего поколения. У них прочнее фундамент. Молодёжи сложнее, у неё рассеяны культурные ориентиры, представления о высоком и низком, всё перемешалось. Раньше культурный уровень общества, несмотря на политизацию и все железные «занавески», был выше.

Ученики Сергея Сокруты часто участвуют в выставках. Фото: Фотографии из архива С. Сокруты

– То есть из-за снижения вкусовой планки у нас и появляется засилье фотографов? Это ведь уже давно из искусства превратилось в зарабатывание денег.

– Низкопробность – это условия, которые нас окружают. Мне иногда кажется, что скоро мы превратимся в идиотов возле нефтяной трубы. Помню, как я в 2005 году ездил в Сургут на международную фотобиеннале. Солидное мероприятие. А что такое Сургут по сравнению с Омском?

– Как что? Там практически лучший уровень жизни в стране!

– Да не в уровне жизни дело и даже не в том, на каких машинах они там в своём Сургуте ездят. Фотовыставка тогда проходила в четырёх огромных залах. Организаторы для этого просто пришли в администрацию и попросили им их выделить. После этого нашлись и средства, и добрая воля, чтобы получился праздник фотографии. В Омске деньги почему-то выделяют только на кокошники, в которых чиновников с хлебом и солью встречают.

– Сейчас говорят о том, что осмысленных, идейных фотографий стало мало. Это на самом деле так?

– Нет. Идейных снимков сейчас сколько угодно, но другой вопрос в том, что гениальной фотографией может стать абсолютно безыдейный кадр. Вроде ничего в нём нет, взгляд отвести невозможно. Это мастерство человека и господин Случай. Ведь сотворение здесь происходит за 1/125 секунды. Нужно уметь видеть. Не зря говорят: для того чтобы научиться фотографировать, нужно не меньше десяти лет.

Досье
Сергей Сокрута родился в Омске в 1953 году. В 1975 окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности. Тогда же взял в руки фотоаппарат, но серьёзно занялся фотографией в середине 1990-х годов. Участник многочисленных выставок, в том числе международных, последняя из которых прошла этой осенью в Армении. Три года назад организовал собственную фотошколу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах