Примерное время чтения: 6 минут
144

«Не рыба, а нечистая сила». Культуролог рассказала об омских русалках

В славянской мифологии у расолок не было рыбьего хвоста, он появилась в более поздних версиях под влиянием других культур.
В славянской мифологии у расолок не было рыбьего хвоста, он появилась в более поздних версиях под влиянием других культур. / Annette Batista Day / unsplash.com

С 2018 года 29 марта отмечается необычный праздник — Международный день русалок. Сюжет сказки Андерсена о Русалочке знаком всем с детства. Красавица-дочь морского царя влюбляется в человека. Но не во всех историях русалки — положительные герои. Сказочным и романтичным этот образ стал лишь в художественных произведениях.

Кто такие русалки, есть ли у них рыбий хвост и где в Прииртышье встречали загадочных красавиц - в материале omsk.aif.ru.

Длинноволосая и... голая

Согласно поверьям, русалками становились души умерших «нечистых» покойников. Чаще всего это были девушки, просватанные невесты, утопленницы и некрещёные дети. Кто-то считает, что этот образ более сложный, связанный с природой, цветущей рожью.

Русалки предпочитали появляться в определённых местах — в поле, в лесу или возле воды. Однако встреча с ними могла закончиться плохо — они преследовали встречных, особенно женщин и детей, могли заманить в ловушку, утопить или защекотать насмерть.

«Русалка — это не девушка-рыба. Полуженщина-полурыба — это уже фараонка, более поздний образ, возникший под влиянием библейской культуры. А вообще русалка — это нагая или в белой сорочке девушка с распущенными волосами. Можно выделить водяницу — русалку, которая связана с водой. Или белорусскую русалку, которую часто видели в лесу или в цветущей ржи», — рассказала профессор кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Наталья Козлова.

Счиатлось, что русалки ...
Картина Джона Уотерхауса «Гилас и нимфы». Фото: www.globallookpress.com

В XIX веке под влиянием романтизма славянский образ русалки начал сливаться с западноевропейским представлением о морских девах — наядах, сиренах и ундинах. Это привело к формированию более поэтичного и менее пугающего образа этих существ в культуре.

На берегу Иртыша

В 1970-2000-х в Прииртышье велась работа по сбору местных быличек. Местные рассказывали о проказах домовых, о леших и о встречах с русалками. Запись этих народных текстов велась в основном под руководством культуролога Натальи Козловой. Особого внимания тогда удостоился самый северный район Омской области — Усть-Ишимский. В нём запись велась несколько лет по специальным опросникам.

В ходе этих экспедиций по Омской области было собрано более двухсот текстов о русалках. Практически в каждом населённом пункте, расположенном на берегу Иртыша или вблизи небольших водоёмов, можно услышать истории о встречах людей с «водяными чертовками».

Чаще всего на берегу Иртыша встречают словно героиню из стихов Пушкина — лёгкая, бледная, нагая и молчаливая. Необычность её в том, что сидит она одна в безлюдном месте у водоёма на закате, в полночь, или ранним утром и расчёсывает длинные светлые волосы.

«У нас в Прииртышье чаще встречается образ водяницы. Особенно популярен сюжет, в котором её видят у реки. Она сидит и расчёсывает волосы, но когда замечает приближающегося человека, то с громким всплеском падает в болотце или реку», — объясняет культуролог.

Хотя рассказы встречаются разные: кого-то русалка утащила под воду, кого-то пугала, а кому-то и помогала. Часто упоминается и сказочно красивый гребешок, которым она причёсывает волосы. В спешке она могла забыть его на берегу. Очарованные его красотой люди даже забирали вещицу себе. Только вот русалки обязательно за ним возвращались — могли даже наслать на воришку болезнь.

«Нравится мне рассказ, когда русалка расчёсывала свои золотые волосы, оставила гребешок, а женщина подошла, гребешок взяла. А потом русалка каждую ночь являлась под окно и просила отдать гребешок, пока эта женщина не отнесла его на место. Вот такая интересная русалка», — поделилась Наталья Козлова.

Куда делись русалки?

Исследовательские экспедиции начались с 70-х годов. Однако со временем эти упоминания стали встречаться всё реже, будто русалки и вовсе «вымерли». Начиная с 90-х годов их почти нет, с 2000-х — вообще не встречались. Культуролог объясняет это тем, что мифологическая проза уходит из повседневной жизни. Самым живучим существом, по её словам, оказался домовой, а все остальные представители природного мира медленно исчезают из памяти людей.

«Как сказала мне одна исполнительница еще в 80-е годы, „Все вымерли, трактора ржут, мать-земля дрожит — какие тут русалки“», — добавила Наталья Козлова.

Остров невольников

В 1820-х Зелёный остров в Омске славился не огромным колесом обозрения и парком с аттракционами. В конце XVIII — начале XIX веков на клочке земли в месте слиянии Оми и Иртыша был невольничий рынок. В Омской крепости тогда жили практически одни мужчины, жён брали либо из каторжанок, либо у торговцев — монголы и казахи недорого продавали красивых девушек. Привозили их на остров, потому что сбежать с него было крайне трудно.

Согласно местной легенде, 40 девушек-невольниц, не желая оставаться в рабстве, вошли в воду взявшись за руки. По другой версии, они не бросались в воду от отчаяния, а погибли случайно. На ночь работорговцы их оставили привязанными к деревьям, но по какой-то причине не смогли вернуться. Река разлилась, и девушки оказались под водой. Считается, что именно поэтому на берегах Зелёного острова так много плакучих ив — они оплакивают тех утонувших рабынь. А остров из-за этой легенды иногда называют островом русалок.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах