Село Крестики в Оконешниковском районе Омской области - единственное место в стране, где сохранили технологии, станки и традиции ковроткачества сибирских чалдонов. Здесь создана музейная комната, где хранятся десятки уникальных ковров. В коллекции как экспонаты, которым уже более сотни лет, так и шедевры современных мастериц.
В гостях у семьи, хранящей и передающей из поколения в поколение народные традиции, побывал корреспондент omsk.aif.ru. Мать шестерых детей и бабушка шестерых внуков, работник Дома культуры, мастер по созданию кладеных ковров Ольга Серикова рассказала о том, как в селе возродили ремесло предков, откуда вся страна узнала о крестинских коврах и почему их называют космическими.
Люди с Дона или местные старожилы?
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Ольга Васильевна, вашу семью называют хранителем чалдонских обычаев. Каким традициям вы продляете жизнь?
Ольга Серикова: Не даём кануть в Лету нашему народному ремеслу – ворсовому ковроткачеству, а также певческим традициям. Умение ткать, или, как у нас это называется - класть ковры, я унаследовала от бабушки Ефросиньи, а любовь к песне - от деда Василия, он был участником фольклорного ансамбля «Чалдонцы», в своё время учил пляскам заслуженного работника культуры России Ефима Аркина, который приезжал в наши края в качестве собирателя народного фольклора, изучал культуру чалдонов.
Сегодня пять человек из нашей семьи входят в состав чалдонских ансамблей: я, две мои дочери и две внучки. Девочки - участницы детского коллектива «Чалдонята», мы, взрослые, выступаем в ансамбле «Молодица».
- Есть несколько версий о том, кто такие чалдоны. Вы как представитель этой народности какой придерживаетесь? Это люди, пришедшие с Дона, или всё-таки сибирские старожилы?
- У меня есть книга, написанная местным жителем. В ней автор рассказывает, что его прадед был донским казаком, то есть переселенцем с Дона. Все коренные жители нашего села называют себя чалдонами.
- В чём уникальность чалдонской культуры?
- В одежде, например, женский костюм-парочка, состоящий из блузы и юбки, никто не носил и не шил в этих краях, кроме чалдонов. Обязательно в этом наборе должен был присутствовать запон (фартук).
Уникальность отражается и в фольклоре. Наши песни - раздольные, широкие, в них и боль, и радость, вся душа старожилов. Есть своя национальная кухня. Самые распространённые блюда – грибятница, курники с мясом, пироги с рыбой. А зимой делаем холодец, режем его на кусочки, на тёрке натираем хрен или чёрную редьку, заливаем всё это квасом, добавляем лук для ядрёности и едим с горячей картошкой.
Полны «яшшыки» ковров
- Крестинские ковры прославились на всю Россию, они были представлены на ВДНХ. Испытываете чувство гордости?
- Конечно, ведь этим делом занимались наши предки, и мы не только смогли его сохранить, но и продолжаем, передаём из поколения в поколение. Традиция кладеных ковров занесена в каталог нематериального культурного наследия Омской области. Крестинские ковры входят в список 100 шедевров «Антологии народной культуры».
- Ковры ваши прабабушки ткали на продажу или для дома?
- Больше для себя. У чалдонов раньше все сундуки были забиты коврами. В старину говорили: «яшшыки с коврами должны быть в кажном доме». Ковры считались лучшим подарком на свадьбу. Если дочь замуж выходила или сын женился, запрягали тройку лошадей, кошёвки (сани) застилали коврами. На пол ковры не клали, считалось, что ковёр должен лежать на канопели (небольшой диван) или на «яшшыке». В будни ковры стелили изнаночной стороной, а на праздники или при встрече гостей – лицевой. Поэтому они долго сохраняли цвет.
- Во сколько лет вы впервые сели за ткацкий станок?
- Мне было около пяти лет. В школу ещё не ходила, считать не умела, а мама садила меня рядом с собой и говорила: клади от зелёной нитки до красной. Вся женская половина нашей семьи умеет ткать; у внучек пока ещё не так ловко получается, потому что они живут в городе, приезжают ко мне только на каникулах. Однажды, вернувшись домой, девчонки заявили родителям, чтобы им ставили в квартире станок.
Современный раритет
- А у вас дома есть станок?
- Дома станка нет уже давно. Когда в моду вошли персидские ковры, они вытеснили наши натуральные шерстяные, потребности в них не стало, а значит, и станок оказался без надобности, пустили его на дрова. А раньше, когда я ещё ребёнком была, в избе стоял станок, к нам приходили многие женщины, чтобы научиться основу сновать, бабушка их обучала этому.
В Доме культуры сейчас у нас пять станков, на которых мы работаем. Есть и раритетные, и современные. Самый старый сделан в 1884 году, два новых приобрели благодаря победе в грантовом конкурсе.
- Ковроткачество – сложный процесс?
- Трудоёмкий. Сначала надо растеребить овечью шерсть для того, чтобы она стала мягкой, затем спрясть её, смотать в клубок, ссучить в две нитки, собрать в моток, постирать. После этого переходим к покраске, сушим и разрезаем на нитки диной 2,5-3 см. И уже потом приступаем к кладке ковра, но перед этим надо приготовить для него основу, заправить станок.
- Узоры придумываете сами?
- Можем и сами нарисовать, можем найти что-то в интернете, но стараемся возрождать старые орнаменты. У нас хранятся ковры, которым более сотни лет, а они ещё очень крепкие. Сейчас кладу ковёр с орнаментом, скопированным с самого возрастного ковра в нашей коллекции, ему больше 100 лет.
- Сколько времени уходит на изготовление одного ковра?
- Если пряжа готова и плотно этим заниматься, можно сделать за три недели. На один рядок у меня уходит примерно 10 минут, но всё зависит от опыта.
- Почему крестинские ковры называют космическими?
- Такое название они получили из-за необычных орнаментов, на наших коврах изображены уникальные рисунки: «гребни», «сечка», «звёзды», «думки». Сегодня на базе Дома культуры мы стараемся восстановить ковры, которые клали ещё наши прабабушки. Можно сказать, как мозаику их собираем.
Мне нравятся старые рисунки; со временем они менялись, сначала были самобытные, затем стали добавлять изображения, используемые мастерами из других регионов, затем к нам пришли цветы и вытеснили старые узоры. Сейчас мы возобновляем старые орнаменты.
А ещё наши ковры можно называть космическими из-за того, что они были экспонатами выставки «Омск, ты просто космос»!». Вдохновлённые этим событием, мы создали ковёр, на котором красуется этот слоган.
Кстати
Семья Сериковых является участником проекта «Верю в семью», который реализуется ЦИСС на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Видеоролики с материалами об участниках будут выложены в интернете для народного голосования. Семьи, набравшие наибольшее количество голосов, выступят на открытии Международного форума ИННОСИБ в Омске 18 октября и примут участие в Гала-концерте, который подведёт итоги Года семьи в Омском региональном центре по связям с общественностью в декабре.