Примерное время чтения: 9 минут
1136

Виктор Камерцель: "Я могу любому спокойно смотреть в глаза. Главное - не делать подлостей и не совершать ничего противозаконного".

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. "АиФ на Мурмане" 11/11/2009

Он работает каждый день, выходные - не исключение. В субботу в кабинете до 16-17 часов, в воскресенье до обеда, если не происходит ничего экстраординарного. На хоккей ходит не потому, что ярый болельщик, а потому что охрана общественного порядка на больших турнирах, где собираются 10 тысяч зрителей, - это серьёзно.

При этом начальник УВД по Омской области, генерал-майор Виктор Камерцель прекрасно понимает, что при работе по 12-14 часов в сутки времени на семью не остаётся. Но для человека в погонах (и не важно, лейтенантские они или генеральские) на первом месте стоит служба.

"Побудка" для начальника

- Виктор Яковлевич, помнится, Вы как-то рассказывали о своём первом рабочем дне в "дежурке", когда всю ночь будили начальника милиции сообщениями о самых мелких преступлениях. В каких случаях будят Вас сегодня? Или замами обходятся?

- Первое, когда будят и почему будят, - это любое ЧП, связанное с личным составом. Обязательно. Задержали за управление транспортом в нетрезвом состоянии или совершил какой-то проступок, я уже не говорю о преступлении.

Непосредственно выезжаю сам, когда что-то произошло, способное вызвать общественный резонанс, - крупные ДТП, пожары, или вот взрыв дома был не так давно. На таких ЧП присутствую лично.

А если всё относительно спокойно, то мне детально докладывают утром. Я прихожу на работу в 7:45, в это время меня встречает начальник дежурной части. Вместе заходим в кабинет, и он докладывает, что произошло за сутки. Потом кладут сводку мне на стол, я её подписываю и отправляю губернатору, в Заксобрание, главному федеральному инспектору. Там, конечно, не все преступления указываются, а наиболее значимые, в том числе и по экономической линии, таких обычно в течение суток 4-5 происходит.

- Не могу не спросить про нашумевшее "дело Меца", когда лейтенант расстрелял двоих человек из табельного роужия. Вы там тоже были лично?

- Я уже ехал домой со службы, дежурный позвонил: на территории Советского округа подняли труп молодой девушки, есть следы пулевых ранений. Спрашиваю: "Какие?" Отвечают: "Пока непонятно, может, обрез". У нас в течение дежурных суток по статистике происходит не одно убийство, я же на все не выезжаю. Это было где-то в десятом часу вечера. Позже мне опять звонят: нашли стреляные гильзы, похоже, от пистолета Макарова (ПМ). Раз ПМ, табельное оружие, то сразу мысль - это либо сотрудник, либо украли пистолет. В любом случае ЧП, требующее моего личного присутствия. Вот тогда и выехал.

- В этой истории всё ещё много непонятного. Всё-таки, как Вы думаете, почему так произошло?

- Я не до конца нашёл ответ на этот вопрос. Есть люди, для которых путь к преступлению кажется закономерным: разгильдяй в школе, на работе, где-то замечен был в дурных компаниях... Здесь же иная история. Но, конечно, никто не давал права стрелять, это страшное преступление.

Равнодушие приводит к преступлению

- Давайте вернёмся к режиму работы - не только начальника УВД, но и всей российской милиции. На Западе ведь совсем по-другому: обед есть обед, и пусть в это время преступник убежит, я с места не тронусь. Может ли у нас такое прижиться?

- Я бывал во многих государствах в составе делегаций МВД: в Австрии, Германии, Израиле. Там всё совершенно иное. Менталитет у людей другой, и этим всё объясняется.

У нас в большинстве своём люди отдаются работе, а если ты хочешь как-то поддерживать порядок на своём участке, "пахать" надо 12-14 часов в сутки.

Судите сами: зимой в 18 часов уже темно, при этом люди идут и едут с работы, заходят в магазины - благоприятная среда для преступников. Оставь всё как есть - пойдут карманные кражи в общественном транспорте, грабежи, разбои на улицах. И тут же люди станут на бездействие милиции жаловаться. А у нас же не предусмотрено на каждую автобусную остановку милиционера ставить, такого количества их просто нет! Поэтому работают за счёт личного времени, порядок поддерживают. Да, я всё понимаю: милиционеры до 18.00 тоже отработали, и надо бы домой. Но они идут на эту автобусную остановку, причём неважно, мужчина это или женщина, молодая или в возрасте, есть ли дети, нет ли... Погоны - они обязывают. Потому по 20-25 лет и служим.

- Мне кажется, ещё и люди стали более равнодушными. Живут по принципу "Моя хата с краю" и думают, что их ничего и никогда не коснётся...

- Вы правы, наблюдать со стороны очень удобно. Я вроде всё вижу, для себя в голове фиксирую, но никому не скажу. А потом буду с кем-то обсуждать, что милиция плохо работает, не вовремя выехала... Когда совершено преступление, первым делом идёт опрос свидетелей, и мало кто говорит: "Я видел". Сейчас очень много иждивенчества. Вот пример: мы регулярно проводим сходы граждан по месту жительства. Я часто хожу сам, и вопросы, которые мне задают, на 80% не связаны с нашей деятельностью: то крыша течёт, то подъезд грязный. Когда объясняешь, что это не наши функции, обижаются: "Вы же милиция, вы за все должны отвечать". Мы, конечно, в любом случае всё это фиксируем, передаём в муниципалитет, но это же не дело милиции. Или вот такой пример: весь двор заставлен машинами, и детская площадка, и место для сушки белья. Случись что, ни "скорая", ни пожарная не проедут. Мы ходим, объясняем это людям, собираем автовладельцев, а они заявляют: "А вы нас обеспечьте стоянкой!". Позвольте, это же ваша собственность!

Время нужно, чтобы это изменить. А ходить по подъезду с призывами и кричать "изменитесь!" не получится.

Попутчики кресла

- Сложно, конечно, сравнивать время то и это. Но говорят, что и преступления сейчас стали более жестокими?

- Это несравнимо: другой строй, другая экономика. Кто в то время слышал об обманутых вкладчиках или "пирамидах"? Кто бы мог подумать, что можно "заказать" поджог, убийство, несколько убийств, взрыв... Вот смотрите: сегодня (разговор происходил 7 ноября. - Ред.) на первом этаже жилого дома разбили стекло и в офис тетрапак с бензином закинули. Преступников не волнует, что там люди живут. Вот такие дерзкие преступления.

Хотя и в советское время были страшные преступления, одно до сих пор помню. Директор школы, в которой я учился, участник войны, заслуженный учитель СССР, уже будучи на пенсии, супругу свою убил, тело в кладовке заморозил, ножовкой распилил, на саночках в мешке вывез и в водоёме утопил. А потом ко мне же пришёл с заявлением о пропаже жены, которая якобы уехала к сестре на Украину. Рыбаки выловили фрагмент ноги, вызвали милицию. Дело раскрыли. Но, понимаете, это было чрезвычайное происшествие! А сейчас о подобном нам в новостях регулярно рассказывают.

Помню, какой шок был, когда киллер в 1997-м убил председателя союза промышленников. У квартиры в затылок всадил несколько пуль. Раньше таких преступлений не было вообще! И в голову не приходило, что будут взрывы на автобусных остановках, гранаты... Я уже начальником УВД был, когда солдата взяли - в киоске несколько пакетов взрывчатки поменял на три бутылки водки. Он даже не подумал, что этим можно целый дом на воздух пустить!

- Давайте вернёмся к сегодняшнему дню. На Ваш взгляд, не пора ли милицию осовременить? Интернет, например, более активно использовать? Создать страничку ГИБДД, где любой мог бы вопрос задать и ответ тут же получить?

- Интернет вошёл и в нашу службу, и в нашу жизнь. Сайтом омского УВД активно пользуются - за 10 месяцев консультации получили более 250 человек, а всего за пять лет работы (10 ноября 2004 сайт появился. - Ред.) посетили более 580 тыс. пользователей. Но вот пример обратной стороны медали: буквально в августе на сайт пришло сообщение, что будет заминирован омский аэропорт. Причём искренне, достоверно написанное "не подумайте, что это шутка или я не в себе...". Мы подняли на ноги всех, и оказалось, что "террорист" - гражданин Израиля. Это он так своей бывшей девушке-омичке отомстил, с её адреса письмо отправил! И чем большее распространение получит Интернет, тем больше будет таких умников. Хотя я согласен, что за интерактивом будущее, сейчас мы разрабатываем порталы УВО (управления вневедомственной охраны) и УГИБДД.

- Напоследок вопрос, на который, наверное, сложно ответить, но не могу не задать: если повернуть время вспять, выбрали бы ту же милицейскую стезю?

- Я хотел бы повернуть время вспять, но это невозможно, никто на этой земле этого до сих пор не смог сделать (улыбается). Жизнь так сложилась, что я рано стал начальником, в 26 лет в звании старшего лейтенанта уже руководил большим офицерским подразделением в 74 человека. Это было в 1976 году. Сейчас, спустя время, я понимаю, что в жизни много "попутчиков" было не у меня как человека, а моего кресла, моего положения. Вот от них надо было избавляться, не тратить своё время и силы. Но в любом случае, наверное, я пошёл бы по этому пути. Я о нём нисколько не жалею.

Досье

Камерцель Виктор Яковлевич родился 4 ноября 1951 г. Окончил Казахский государственный университет по специальности "правоведение". В 1990-м избирался депутатом Верховного совета КазССР. Возглавлял областную ГАИ, был 1-м заместителем начальника УВД. В настоящее время - руководитель УВД по Омской области, генерал-майор милиции, кавалер ордена Почёта (2000 г).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах