Примерное время чтения: 7 минут
50

"Гастроли" шедевров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ на Мурмане" 28/10/2009

Немецкая галерея отдала в прокат 160 работ двух великих художников - Франсиско Гойи и Сальвадора Дали, чтобы их могли увидеть жители российских регионов, в том числе и омичи.

Уникальность проекта заключается в том, что такие выставки в небольших и отдалённых от столицы городах, к которым принадлежит и Омск, проходят раз в 10-15 лет. Всего за 250 рублей можно посмотреть на подлинники, которых нет ни в одном музее России - только за границей.

Россия лучше запасников

Для того чтобы выставка появилась в Омске, необходимо было участие спонсоров, поскольку этот проект требует огромных затрат по страховке, транспортировке и охране бесценных шедевров. В Омске меценатов не нашлось. Однако выставка всё равно состоялась. В консервативность омичей, в основной своей массе предпочитающей что-то более классическое и понятное, чем Дали и Гойя, организаторы не верят. По их расчётам, побывать в музее ИЗО им. М. А. Врубеля, где работает экспозиция офортов испанских мастеров, должны как минимум 7 тысяч зрителей.

Михаил Сергеев, один из организаторов выставки, директор новосибирского гастрольного агентства, обычно возит по городам "звёзд". И в Омск тоже. Писатель-сатирик Михаил Жванецкий, певица Сезария Эвора, балетный танцор Николай Цискаридзе - их приезд к нам состоялся при участии Сергеева. Словом, его сфера - шоу-бизнес. Прокатом по стране картин он занимается впервые. Однако на деле принципы оказываются одинаковыми как для живых знаменитостей, так и для тех, кто уже... ушёл в вечность.

- Из моего гастрольного опыта об Омске складывается хорошее представление. Как продюсер я привозил сюда далеко не попсовых исполнителей, и концерты проходили успешно. Конечно, билеты на такую выставку должны стоить дороже местных музейных экспозиций. Это тоже своего рода гастроли великих "звёзд".

- Ваша цель понятна. Какую выгоду от этого получают музеи? Ведь они в каком-то смысле идут на риск. Россия - это Россия, и за месяцы, что бесценные картины путешествуют по стране, случиться может всякое.

- Честно говоря, мне сложно ответить на этот вопрос. Я думаю, Европа слишком переполнена событиями такого рода, и эта выставка уже не является сверхвыдающейся и востребованной так, как в регионах России. И потом, немецкий музей с большим удовольствием отдаст выставку в прокат, чем будет держать в запасниках.

- В Омске, в отличие от других городов, спонсоров, готовых поддержать этот проект, не нашлось. И тем не мене выставка состоялась...

- Вы знаете, здесь есть аналогия с гастролями "звёзд". Основная их масса тоже ездит с концертами без спонсоров. К тому же невозможно взять коллекцию на 1,5-2 месяца, чтобы показать лишь в нескольких беспроигрышных городах, таких как Екатеринбург, Новосибирск, и тут же отправить обратно. Стоимость аренды работ высока, и поэтому целесообразно сделать тур масштабнее.

Щи да каша - пища не наша

- Вы можете назвать проекты, изначально провальные для провинциальных городов?

- Есть личности, которых привезти в Сибирь без участия спонсоров нереально. Ведь первое, что надо иметь в виду, планируя гастроли, - стоимость проекта, что непосредственно отражается на цене билетов. Наверняка в регионах есть публика, которая была бы рада увидеть множество мировых имён. Но они не могут приехать, потому что это будет безумно дорого.

- Но наверняка есть ещё и технические проблемы. Не каждый город может принять "звезду" мировой величины.

- Да, и артист, отправляясь в глубь страны, заранее это понимает и в той или иной степени идёт на компромисс. Знаменитый клоун Слава Полунин вёз с собой комплект светового оборудования. Это дополнительные расходы, но без техники его "Снежное шоу" просто невозможно. Группы "Скорпионс", "Роллинг Стоунс" тоже всё с собой возят, на местах заказывают только базовые вещи. Жан Мишель Жар ездит по России со своим шоу на 40 фурах. Просто им так удобнее работать.

- А те райдеры, которые составляют гастролёры, - на самом деле необходимость? Или чаще просто капризы?

- Это абсолютно нормально. Почему-то многим кажется, что знаменитые артисты не в меру требовательны. У каждого из нас есть свои слабости, привычки, от которых мы никогда не отказываемся, даже путешествуя. Все мы хотим, чтобы нам было тепло, светло и уютно. Ну а дальше... Кто-то любит борщ, кто-то солянку, один пьёт водку, другой - виски. Артист - такой же путешественник, и ему важно, чтобы эти минимальные условия комфорта, к которым он привык, соблюдались, ведь гастроли - далеко не сказка, а выматывающий тяжёлый труд.

Не клоуны, а детский сад

- В отношении к делу вы не наблюдаете за артистами лени или халтуры, мол, я знаменитость, меня и так "съедят"?

- Я привожу Владимира Спивакова с "Виртуозами Москвы", заселяю его в люкс и через 15 минут слышу, как он играет на скрипке. И игра не прекращается до вечера, когда надо ехать на площадку. Потом двухчасовой концерт. А после концерта я снова слышу звуки скрипки из его номера. Вот вам пример отношения к делу. В театре Славы Полунина всё наоборот. Клоуны, которые его окружают, - малоуправляемые люди, они постоянно попадают во всякие истории. Это нельзя назвать несобранностью, просто формат, в котором они живут, предполагает такую организацию. Но когда надо выходить на сцену, весь этот "детский сад" галдящих и вечно разбредающихся актёров полностью готов к выступлению.

- Как строится работа продюсера - он предлагает гастроли или это всегда инициатива самих артистов?

- По-разному. Знаете, я долго воспринимал свою деятельность как миссионерство. Увидел где-то нечто необычное, и мне хочется, чтобы это чудо оказалось в моём городе, в моей стране. Экономически такой подход часто оказывается неоправданным. Твои личные вкусы могут абсолютно не совпадать с тем, на что настроены массы. В этом моя "драма" (грустно улыбается). Приходится прятать свои миссионерские амбиции. Но рано или поздно без них становится скучно, ведь прокатывать приходится практически одно и то же. А мы живём не для того, чтобы скучать! Выставка, которую мы привезли и в Омск, стала свежей струёй в моей работе.

- Совместить миссионерство и экономическую выгоду нельзя по определению?

- Тех, кто творит подлинное искусство на сцене, приносящее большую прибыль, - единицы. Видимо, существует в нашей стране политика, направленная на популяризацию массового, часто однодневного искусства. А о настоящем публика практически ничего не знает. Но зрителям всё равно хочется куда-то выходить. А поскольку они дезориентированы и не имеют достоверной информации, идут на то, что привозят, о чём постоянно говорят. Хотя часто разговоры - не больше чем пиар, к творчеству и таланту не имеющий никакого отношения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах