aif.ru counter
587

Домофонные споры: кто победит?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Омске 26/08/2009

У жителей левобережья снова появились двойные квитанции. Теперь дублируется плата за услуги домофона. В редакцию "АиФ в Омске" поступают многочисленные звонки омичей с просьбой разъяснить: кому платить за домофон?

Всё началось с того, что управляющая компания "Левобережье" разослала жителям квитанции, в которых предложила оплатить пользование домофонами в обход обслуживающих организаций.

Однако домофонные компании "Модус" и "Факториал-Сиб", которые имеют бессрочные договоры на абонентское обслуживание непосредственно с жителями домов, продолжают свою работу по обслуживанию систем. Руководство домофонных компаний считает, что всё происходящее не что иное, как попытка передела уже сформировавшегося рынка услуг, и от экспансии в бизнес управляющей компании в первую очередь пострадают потребители, которые не будут получать качественного обслуживания.

Лакомый кусок

Приблизительный объём рынка домофонных услуг только на территории левобережья составляет примерно 1,5 млн. руб. в месяц. Лакомый кусок для управляющих компаний. К тому же жилищное законодательство меняется как перчатки, постоянно "совершенствуясь" противоречивыми директивными документами. На смену одним бумагам, регламентирующим отношения между потребителем и обслуживающей компанией, приходят другие, тем самым аннулируя прежние. Чтобы разобраться во всех этих лабиринтах, порой недостаточно даже юридического образования. Одно Постановление Правительства РФ N 307, регулирующее оплату коммунальных услуг, наделало столько шума, что сейчас решается вопрос о его экспертизе на соответствие Конституции страны.

Буквально в течение нескольких недель в Омске внезапно обозначилась проблема обслуживания домофонов, которой в течение семи лет, с того времени как появились первые подъезды с установленными системами, в принципе не было. В одночасье нашлись недовольные граждане, которые вдруг засомневались в законности абонентской платы; появились телесюжеты, в которых проблему комментируют специалисты общественных организаций, защищающих права потребителей и одновременно осуждающих деятельность домофонных компаний.

По разные стороны

Наше издание решило рассмотреть точку зрения всех сторон - участников назревающего конфликта: руководства домофонных и управляющих компаний, а также выслушать экспертное мнение специалиста Роспотребнадзора по Омской области, которые пришли к нам, чтобы обсудить тему за круглым столом. Вот что получилось.

Руководители домофонных организаций: Светлана Дятлова, заместитель директора ООО "Модус", и Лариса Черникова, исполнительный директор ООО "Факториал-Сиб", утверждают, что согласно договорам, подписанным с абонентами, часть оборудования, которое находится в квартире, передано в частную собственность, а та часть, что установлена на входной двери подъезда, - в пользование, то есть в аренду. Поэтому прежде, чем заключать договор с жильцами, УК должны установить собственное оборудование на входные двери.

Кроме того, руководители домофонных компаний настаивают на том, что решения должны приниматься большинством голосов общего собрания жильцов. Лишь тогда действия УК будут считаться правомочными.

Управляющие компании, мнение которых было озвучено Оксаной Севастюк, генеральным директором ООО "УК "ЦентрЖилСервис", ссылаясь на 36 статью Жилищного кодекса, считают вполне допустимым, что организация сама будет принимать решение, какую организацию выгоднее пригласить для обслуживания домофонных систем. А те устройства, которые были ранее установлены на подъездных дверях, по закону считаются общедомовой собственностью и переданы в управление УК. Поэтому именно управляющая компания должна выставлять абонентскую плату за услуги домофона.

Ольга Екимова, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Омской области, подтвердила, что по существующему законодательству управляющая компания, которой жильцы предоставили право управления общедомовым имуществом, вправе выставлять абонентскую плату за услугу. Те договоры, которые ранее были подписаны между домофонной компанией и непосредственно абонентом, потеряли юридическую силу в случае, если право собственности на это оборудование принадлежало собственнику жилья на основании соответствующего договора.

Будет логичным, если УК, принимая на себя функции по обслуживанию домофонных систем, заключат договор на обслуживание со специализированными домофонными организациями.

А потребитель?

Как обычно, когда речь идёт о больших деньгах, забывается главное - кто платит эти деньги и нужно ли спросить самого потребителя о том, чего же он хочет. А желания его вполне естественны - платить деньги той организации, которая реально предоставляет услугу. И если УК считает, что собственник жилья в данном случае - фигура второстепенная, а компания полномочна принимать решения, которые экономически выгодны ей, то есть о чём поспорить. В любом случае даже несовершенный закон всё должен расставить на свои места. В первую очередь защитить права потребителей. Но, как говорится, "помоги себе сам". Поэтому, прежде чем подписывать документ о домофонном обслуживании с УК, не лишним будет обратить внимание на то, прописаны ли там такие пункты, как сроки ремонта и восстановления системы без дополнительных денежных сборов за эти работы. И ещё, готова ли УК ремонтировать и восстанавливать ту часть домофонной системы, которая находится внутри квартиры собственника? Нужно отметить, что домофонные компании эти работы выполняли в счёт абонентской платы, без дополнительных оплат и нареканий со стороны жильцов.

Конкуренция должна быть честной

Компания "Факториал-Сиб" наряду с компанией "Модус" занимает доминирующую позицию на домофонном рынке Омска. В 2003 году, когда домофон для жителей города был в новинку, эти компании приложили немало сил для того, чтобы рассказать людям об услуге.

В настоящее время компания обслуживает порядка 3000 подъездов города, имеет хорошую репутацию среди пользователей домофонных систем, которую завоевала неукоснительным выполнением обязательств, прописанных в договоре на обслуживание домофонных систем на протяжении 6 лет работы на омском рынке.

В "Факториале" создано более 10 ремонтных бригад, в которых работают профессионалы, есть современная компьютерная база, позволяющая отслеживать выполнение заявок. Такой мощный потенциал, а также укомплектованный амортизационный фонд позволяют в договорные сроки ремонтировать и восстанавливать оборудование после актов вандализма и хищения. Одним словом, абонентам компании не приходилось вкладывать дополнительные средства на восстановление устройств.

Откуда дует

Шумиху вокруг деятельности домофонных компаний Лариса Черникова, исполнительный директор ООО "Факториал-Сиб", комментирует так:

- То, что сейчас пытается сделать УК "Левобережье", - не что иное, как рейдерский захват. При этом управляющая компания использует самые грязные методы работы с населением, вводя в заблуждение собственников жилья об истинном положении дел. Агитаторы, которые работают в пользу компании, ссылаются на несуществующие решения Горсовета, играют на правовой некомпетентности значительной части жильцов. Многим жителям левобережья были разнесены квитанции на оплату коммунальных услуг, в которых отдельной строкой выставлена плата за домофон. Телефон нашей компании разрывается от многочисленных звонков абонентов. Люди в панике, они не знают, куда им платить и кто всё-таки станет обслуживать устройства?

Хочу обратиться лично к руководителям вышеуказанной УК. Неужели мало потрясений и проблем у наших жителей? Ещё не успели утихнуть страсти по поводу двойных квитанций, кризиса в стране и в мире, социальной нестабильности. Для чего искусственно создавать проблемы нашему населению в угоду ваших личных амбиций?

Также совершенно непонятны нападки на саму идею абонентского обслуживания домофонов, которая была озвучена председателем областного общества по защите прав потребителей, где он уверяет, что мы, домофонные компании, незаконно взимаем абонентскую плату за обслуживание систем. Совершенно очевидно, что мы являемся коммерческой организацией, а не благотворительным фондом, так же, как, впрочем, и УК. Собирая деньги за абонентское обслуживание домофонных систем, мы вкладываем их в модернизацию, создание достаточного обменного фонда, который позволяет нам выполнять обязательства перед жителями обслуживаемых домов, не вызывая нареканий по поводу длительного непредставления услуги.

Необоснованные нападки

-Подобная позиция не объясняет, почему в таком случае УК "Левобережье" выставляет плату за обслуживание домофона в своей квитанции. Если население не должно никому платить, то почему эта организация осуждает наши действия и никак не комментирует действия другой стороны конфликта? - говорит Лариса Черникова. - Всё, что сейчас инициируется УК "Левобережье" под предлогом недовольства жильцов нашей работой, - не что иное, как попытка передела собственности. Но к чему она приведёт? Кто-нибудь подумал о потребителе? О том, что он просто не будет получать обслуживание домофонов необходимого качества.

Документы, которые предлагаются жителям левобережья для подписания, не отражают истинное положение дел. В них, по словам обратившихся граждан, не прописаны сроки выполнения определённых работ, а самое главное, какие средства пойдут на ремонт и как предполагается возмещать оборудование при фактах вандализма или хищения домофонов. Всё это может обернуться для жильцов формальным собиранием денег без оказания качественной услуги.

Манипулируя надуманным мнением о недовольстве граждан нашей работой, УК не указывает тот факт, что ни у "Модуса", ни у "Факториала" нет ни одного расторгнутого договора. Наши абоненты прекрасно знают, что в случае хищения или неисправности домофонного оборудования мы оперативно решаем проблему. Это принцип нашей работы.

Насколько такую оперативность смогут обеспечить управляющие компании - предположить трудно.

Кто в доме хозяин?

- Весьма показателен и тот факт, что с того момента, как "Факториал-Сиб" зашёл на омский рынок домофонных систем, я побывала практически в каждой жилищной организации, - продолжает Лариса Черникова. - Руководству было всё равно, чем мы занимаемся. Сейчас, когда бизнес налажен, оборудование установлено, причём за счёт абонентской платы, оно постоянно совершенствуется и модернизируется, УК решили, что деньги по абонентской плате за домофоны должны аккумулироваться у них.

Совершенно не понятна такая позиция. УК "Левобережье" не идёт на открытое обсуждение темы обслуживания домофонов. Проводятся встречи с жильцами, на которые нам закрывают доступ. Это ненормально. Нужен конструктивный диалог, а не вымогательство денег, которое сейчас предлагается некоторыми управляющими компаниями по принципу "делитесь прибылью, тогда мы вас пустим в свои владения". Нельзя забывать о том, что главный фигурант в этой ситуации - собственник жилья, который платит деньги. А мы и УК - это обслуживающие организации, и позицию хозяина дома здесь занимать бессмысленно.

Разрушить легко, трудно восстановить

Компания "Модус" уже семь лет занимает прочные позиции на омском рынке домофонных устройств. Организацию можно назвать пионером в деятельности по "домофонизации" многоэтажных домов в Омске. В настоящее время компания обслуживает жителей 12 тыс. подъездов.

ООО "Модус" является официальным представителем московской компании "Цифрал". Открывая свой бизнес в Омской области, руководство детально изучало опыт аналогичной деятельности в других регионах, где домофонные системы появились значительно раньше. А этот опыт показывал, что системы, установленные на подъездных дверях, довольно часто выходят из строя по различным причинам. Это природные катаклизмы, неправильная эксплуатация, вандальные действия, а зачастую банальное воровство. Поэтому часть оборудования домофонных систем продавалась жильцам в собственность, а другая, та, что находится на входной двери, по договору сдавалась в пользование. Кроме того, сразу после установки омичам предлагалось подписать бессрочный договор на абонентское обслуживание.

Абонентское обслуживание необходимо

ПОЖАЛУЙ, главное, что прописывалось в договоре и что убеждало людей подписывать такой документ, - это устранение всех неисправностей, а также восстановление системы в течение двух рабочих дней без каких-либо дополнительных денежных сборов со стороны абонентов. Логично. Чтобы домофонные системы служили долго, их нужно обслуживать. Гарантийный срок предприятия-изготовителя - 1 год. Но и в течение этого периода могут возникнуть ситуации, которые в гарантийном договоре не прописаны. А что потом? Если, к примеру, украли блок, или гроза вывела из строя домофонную технику, как это было в нынешнем году, кто её должен восстанавливать? Пока будут решаться вопросы о том, кто должен восстанавливать систему, собираться дополнительные деньги, на двери в подъезде вместо устройства на неопределённый срок появится пустота?

Абонентский договор "Модуса" предполагает техническое обслуживание всей системы в подъезде и замену любого устройства, вызов мастеров и модернизацию оборудования. Для выполнения своих договорных обязательств компания "Модус" создала мощную техническую службу, сервисные и диспетчерские центры. Кроме того, сформирован солидный подменный фонд, который позволяет устанавливать временные устройства, пока стационарное находится в ремонте.

Собственно, данная схема не является новой. По подобным договорам обслуживаются телефоны, проводное радио. В данных ситуациях фигурантами договора являются специализированные компании и собственники жилья без какого-либо участия управляющей компании.

Проверьте договор

В ТЕЧЕНИЕ многих лет существующая система абонентского обслуживания устраивала всех. Что же послужило причиной внезапного недовольства жителей левобережья абонентской платой и самим обслуживанием населения домофонными компаниями?

- Такое нагнетание общественного мнения идёт со стороны УК "Левобережье", - считает Светлана ДЯТЛОВА, заместитель директора ООО "Модус", - и, по сути, - это грязная "война" по захвату очередного денежного потока, который является весьма привлекательным для управляющей компании, но проходит мимо кассы "Левобережья". То, что мы выстраивали в течение семи лет, сейчас может быть разрушено.

В нашей практике были прецеденты, когда жители отказывались от наших услуг, отдав предпочтение другой компании. В этих случаях домофонные системы в присутствии всех сторон были демонтированы и заменены. То есть соблюдались положения, прописанные в договоре.

Ежедневно к нам поступает около тысячи звонков абонентов, которые с волнением спрашивают о том, что будет с домофонными системами. Сейчас происходит попытка захвата нашего оборудования управляющей компанией "Левобережье". При этом жителям навязывается ложное мнение о незаконности сборов абонентской платы, инициируется недовольство работой домофонных компаний и условий договора, которые до последнего времени вполне удовлетворяли омичей. При этом предлагается подписание дополнительных соглашений об оплате обслуживания домофонных систем управляющей компанией. Я думаю, жителям левобережья не нужно торопиться с принятием решения. Вспомните, подобное уже было. Например, "война" за обслуживание антенн. Как и сейчас, управляющие организации сначала снизили абонентскую плату до 15 рублей, как только полномочия перешли к ним, - повысили её в два раза. Ничего нового не произойдёт и сейчас. Более того, нет никакой уверенности в том, что УК, взяв на себя ответственность по обслуживанию домофонов, сможет полноценно осуществлять эту деятельность. Скорее всего, в случае вандальных действий или хищений домофонов, с жителей будут дополнительно собирать деньги на восстановление системы. Обратите внимание, что ни в договорах, ни в дополнительных соглашениях, которые исходят от УК "Левобережье", не оговаривается, за чей счёт будет восстанавливаться работа домофона в случае вандальных действий, и не даётся никаких гарантий на сохранение абонентской платы в прежнем размере.

Мы готовы начать конструктивный диалог с теми управляющими компаниями, которые предложат адекватную схему расчётов за мероприятия, проводимые с участием их специалистов. Существует практика специализированного обслуживания, и мы готовы открыто обсуждать эти вопросы. В первую очередь от всей этой возни по переделу собственности, затеянной управляющими компаниями, пострадает собственник жилья, который не получит качественную услугу. Наша компания предпримет все меры, чтобы этого не случилось.

Нельзя недооценивать УК

Управляющие компании - организации, которые появились в результате реформирования жилищно-коммунального комплекса страны. По закону собственник жилья самостоятельно принимает решение о выборе способа управления общедомовым имуществом. Если он выбирает управляющую компанию, то полномочия по управлению общедомовым имуществом многоквартирного дома, куда по перечню входят и подъездные двери с электронными запирающими устройствами, передаются в управление обслуживающей организации - УК.

Заключая такой договор, организация, кроме прав управления и сбора денег, принимает на себя обязанности по качественному обслуживанию переданного в управление имущества.

- Сейчас на омском рынке коммунальных услуг работает большое количество управляющих компаний, только в Кировском округе их 12, - говорит Оксана СЕВАСТЮК, генеральный директор ООО "УК "ЦентрЖилСервис". - Их деятельность осуществляется в условиях жёсткой конкуренции. Поэтому каждая компания предпринимает шаги для совершенствования, улучшения качества своей работы. Эти факторы играют положительную роль для собственников жилья, которые получают более широкий спектр качественных услуг, чем раньше, когда существовала государственная монополия на обслуживание жилья.

Ни в коей мере нельзя недооценивать потенциал управляющих компаний. Во-первых, потому, что в данной ситуации у управляющих компаний налажен прочный контакт с собственниками жилья. Во-вторых, УК принадлежат права на обслуживание практически всех общедомовых систем и каналов, которыми, в частности, пользуются домофонные организации совершенно бесплатно, не участвуя в мероприятиях по содержанию дома, например, профилактических. При этом мы, управляющие компании, отвечаем за исправность всех домовых систем и считаем, что несогласованные автономные действия отдельных компаний могут привести к различным сбоям в работе и повреждениям внутридомовых коммуникаций.

Оксана Севастюк считает, что одним из главных минусов в работе домофонных компаний является отсутствие развития. Поставили домофоны, подписали договоры и никакого движения вперёд. Конкуренция в секторе домофонного обслуживания станет фактором, стимулирующим развитие и продвижение этого бизнеса, включая внедрение новых технологий и удешевление абонентского обслуживания домофонов.

В любом случае домофонным компаниям и УК нужно перейти к открытому диалогу и совместно, на основании договорных отношений, осуществлять свою деятельность в том ключе, как это происходит в обслуживании внутридомового газового оборудования, лифтов или вывозе твёрдых бытовых отходов. Эту функцию взяли на себя УК, привлекая специализированные компании.

В новых правовых условиях решающую роль всё-таки играют управляющие компании. Они, в свою очередь, имеют полномочия выбирать более выгодного партнёра, что, бесспорно, совпадает с интересами собственников.

Комментарий специалиста

Евгений ИЛЬИН, юрист ООО "Модус-центр":

- Чтобы не остаться без качественного обслуживания домофонных систем, жителям левобережья нужно со всей серьёзностью отнестись к подписанию дополнительных соглашений, так активно предлагаемых УК "Левобережье". Необходимо обратить внимание на пункт, который прописывает условия восстановления устройств, устранения повреждений, связанных с хищениями, вандальными действиями. За чей счёт это предлагается делать, в какие сроки? Подписание предлагаемых соглашений - шаг к монополизации управляющей компании. В случае недовольства работой УК по обслуживанию домофонов у жителей не будет правовой основы перейти к другой специализированной организации. В данном случае придётся менять управляющую компанию и пройти весь путь сопутствующих правовых процедур.

Согласно Жилищному кодексу, все решения по подобным вопросам должны приниматься 2/3 голосов на общем собрании жителей каждого дома. Все решения протоколируются. В данной ситуации со стороны УК "Левобережье" идёт пропагандистская работа с использованием такого ресурса, как старшие по домам, которые, в свою очередь, ходят по квартирам, агитируя жильцов подписать дополнительное соглашение. Это неправомерно. Только решение большинства голосов на общем собрании может стать прецедентом, имеющим юридическую силу.

Попытки захвата денежных средств по обслуживанию домофонов предпринимались в 2007 году другой управляющей компанией. Однако эти действия после вмешательства прокуратуры не увенчались успехом.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах